Судьбы таинственная нить

12.02.2017

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Далекое прошлое здесь словно оживает, отражаясь в предметах и аксессуарах представительниц российского среднего класса, блиставших на рубеже XIX–XX веков. Элегантные в большинстве своем вещи и вещицы рассказывают, как жили когда-то наши соотечественницы, чем увлекались, как воспитывали детей. Сегодня этот необычный музей, получивший трогательно-сентиментальное название «Дамское счастье», не имеет постоянной прописки. Но его сотрудники проводят серию тематических выставок в разных городах России.

Одна из них — «Нить судьбы» — открылась 10 февраля в Музее истории «Лефортово» и будет работать до 28 ноября. О том, как появилось «Дамское счастье» и чем оно может привлечь взыскательных посетителей, рассказывают создатели музея, коллекционер Татьяна Макеева и ее муж Сергей.

Коллекция началась с вещей моей прабабушки, врача Марии Рунне-Федоренко. Она с детства хотела помогать людям, училась и получила в Женевском университете степень доктора медицины. Ее дипломная работа по трансплантологии оказалась тогда, в 1905-м, новым словом в медицинской науке. Затем Мария Александровна вернулась в Россию. Здесь ей пришлось снова сдавать все экзамены экстерном, защищать диплом лекаря, чтобы получить право практиковать на Родине. Она работала хирургом в госпитале в Санкт-Петербурге, после — земским врачом в одном из сел Чувашии. В годы Первой мировой и Гражданской войн служила в санитарном поезде. В период Великой Отечественной организовала медпункт для советских граждан в оккупированном фашистами Новороссийске. Своего семнадцатилетнего внука, моего будущего отца, провожала на фронт такими словами: «Ты еще мальчик. Не рискуй жизнью из удали, берегись, но когда будет необходимо, отдай ее за родную страну». Сохранившиеся вещи, письма и фотографии прабабушки послужили своеобразным импульсом для моего увлечения. Я стала собирать эти свидетельства эпохи в России и за рубежом. 

Женщина среднего класса, или, как иногда говорили, дама из общества, — широкое понятие. В XIX столетии строгие сословные границы постепенно разрушались, уже не только дворянки, но и купчихи, и разночинки следовали одной моде, единым традициям, этикету. Наносили визиты, посещали театры, ездили на балы. В моей коллекции есть редкие, необычные вещи, которых, возможно, нет в больших музеях, либо они погребены где-то в запасниках. Вот, к примеру — что-то вроде трубчатого ошейника из бронзы, с мелкими дырочками, со штуцером и вентилем. На первый взгляд непонятно, что такое, а это был переносной душ, которым дама могла воспользоваться и на даче, и во время путешествия. В конце XIX — начале ХХ века возникла мода на водные процедуры, появился душ Шарко. Представительницы прекрасного пола убедились, что это гигиенично и к тому же успокаивает нервы. Или возьмем крючки разных размеров и форм — для затягивания корсета, застегивания крохотных пуговичек на перчатках, высоких ботинках. Особый раздел коллекции составляет, так сказать, интимный гардероб: панталоны, корсеты, чулки и подвязки, турнюры и кринолины — все эти приспособления делали любую женщину настоящей дамой. А вот перчатки, причем на каждый случай разные. Интересно, что красавицы могли позволить себе смелое декольте, но при этом считалось неприличным показать обнаженную руку без перчатки. Если во время бала та лопалась по шву и буквально болталась на руке — дама все равно оставалась в ней вплоть до возвращения домой. К перчаткам прилагались специальные приспособления: «распялки» для просушивания и растягивания, крючочки для выворачивания наизнанку перчаточных пальчиков. Есть в коллекции несколько старинных купальников, каждый состоит из штанишек до колена и платьица-матроски. Вдобавок надевали чулки, тапочки, шапочку-чепец и в таком виде плавали. Этот наряд считался смелым, даже эротичным. Женщины переодевались и заходили в воду из специальных домиков — купален.

Важная составляющая наших экспозиций — веера всех типов середины XVIII — начала XX века, выполненные из самых разных материалов, украшенные всеми мыслимыми способами. Веер — не просто аксессуар в гардеробе дамы, он ее постоянный спутник, вечно в движении, то важно летает, то взволнованно трепещет, его то разворачивают, то складывают... На нескольких выставках я добавляла к веерам соответствующие предметы бала, театра, визита — наряды, украшения, бинокли. Веер много значил для дамы. Существовал его особый язык, помогавший хозяйке выражать собственное отношение к чему-либо и кому-либо, подавать тайные знаки, флиртовать. После Первой мировой жизнь резко изменилась, немало вещей навсегда ушло из обихода, в том числе веер.

Большое внимание уделялось в старину письменной культуре. В коллекции — реальные любовные письма начала ХХ столетия. Поскольку дамское счастье невозможно без мужчины, особый раздел посвящен ему — возлюбленному, жениху, супругу. Здесь трость, цилиндр, канотье, бритвенные принадлежности, ведь бритье в то время было целой наукой, наусники из тонкой сеточки, придававшие красивую форму усам, и кружка для них со специальной полочкой, предохраняющей от намокания. Есть также курительные принадлежности, воротнички и манжеты. Среди экспонатов с пояснительными этикетками часто помещаю «загадочные предметы», непонятные для современного зрителя, и предлагаю угадать их назначение. А через некоторое время рассказываю, что же это и где применялось. Один из таких предметов — изящная дамская прищепка на шнурке под названием «паж»: шнурок крепился к поясу, а прищепка прихватывала подол юбки и подбирала ее, чтобы та не запачкалась в сырую погоду. Обычно женщина делала это рукой, но как быть, если обе руки заняты, скажем, зонтом и сумочкой? В подобном случае «паж» незаменим. Без него не обойтись, например, для подбирания длинного шлейфа по дороге на бал. В моем собрании имеется даже крохотный «паж» — для кукольного наряда.

Еще один большой раздел посвящен младенчеству и детству той эпохи: соска, погремушки, куклы, игрушки, настольные игры, учебные пособия, изображения чад и матерей, листы из модных журналов. Кстати, последние показывали не только актуальные фасоны, но и сцены быта. К примеру, девочку со стереоскопом, модным тогда «гаджетом», девушек, стреляющих в домашнем тире, детей, гуляющих с бонной или гувернанткой. Этот раздел выставки мне особенно дорог, поскольку помогает понять, как жили люди, такие, как моя прабабушка Мария Рунне. Детские игры в ту пору служили в основном воспитательным и образовательным целям, учили познавать мир, общаться, тренировали усидчивость; они были весьма затейливы, выполнены замечательными художниками, отпечатаны в хорошем полиграфическом качестве. Многие создавались именно как развивающие и лишь потом становились собственно играми. Так, всем известные пазлы появились в Англии еще в конце XVIII века, чтобы облегчить изучение, запоминание географических карт, а впоследствии превратились в развлечение. Конечно же, и тогда дети любили подвижные занятия, немало времени проводили на свежем воздухе. В моей коллекции есть хорошо знакомые всем старинные прыгалки, мячики. А вот серсо и бильбоке вряд ли известны современным ребятам.

Взрослые тоже находили время для развлечений, правда, те были именно «взрослыми». Тут и настольные игры «Путь к браку», «Жизненный круг», и — очень популярная — «Флирт цветов». Игры с названиями «гусек» и «лото» объединяли вечерами семьи, людей разных поколений: вместе садились за стол и сражались самозабвенно, спорили, даже ссорились. Взрослые становились детьми, а дети не боялись возражать старшим. Имеются у нас и редкие устройства: заводные игрушки, механические бильярды, оптические забавы, скажем, волшебный фонарь-стереоскоп. 

Выставка «Нить судьбы», развернутая в Музее истории «Лефортово», тесно связана с прошлым моей семьи. В целом она посвящена искусству художественной вышивки. В первом зале выставлены работы моей бабушки Валентины Чижовой, женщины трудной судьбы, безвинно осужденной, прошедшей ГУЛАГ, ссылку, через все невзгоды пронесшей любовь к вышиванию. Благодаря своему мастерству она выжила, заслужила всеобщее уважение и сочувствие. Была своеобычной мастерицей, вышивала не по правилам, смешивала разные нити, не пользовалась пяльцами. Особое место среди ее работ занимают вышитые картины — копии произведений Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других художников. Валентина Петровна работала до глубокой старости, у нее хватало заказчиков. Однажды попросили вышить на рубашке скачущих коней, заказчица объяснила, что хочет подарить ее Владимиру Высоцкому. 

Экспозиция второго зала рассказывает об истории вышивки с конца XVIII до середины XX века. Женщины с глубокой древности занимались рукоделием, многие и сегодня вышивают — чрезвычайно охотно, увлеченно. В этой части выставки представлены все виды вышивания: крестом, гладью, шерстью, бисером, ажурная вышивка «ришелье». Тут и целый арсенал вышивальщицы: старинные пяльцы, ножницы с портретами Николая II и императрицы Александры Федоровны, наперстки, наборы игл, альбомы образцов и шаблоны. Нередко мастерицы сами придумывали узоры, орнаменты, рисовали их на тканях, а затем вышивали. В витринах выставлены украшенные таким образом одежда, белье, сумочки, веера, скатерти. 

Другая наша выставка «Девочка, барышня, дама» уже кое-где побывала, в марте она откроется в Иваново. Ее экспонаты рассказывают о том, как девочка сто лет назад становилась гимназисткой, затем барышней, потом невестой, наконец, женой и матерью. Многие вещицы удивят посетительниц — например, крохотный корсетик. Да, девочку в некоторых семьях с малых лет приучали носить корсет. А дневники гимназисток служили не только для проставления отметок и записи задания — на последних страницах печатали полезные советы, что можно делать и чего нельзя: допустим, нехорошо обижать новеньких, только что пришедших в класс; нельзя собираться в общества и делать что-либо тайно. Барышня — это уже новый круг интересов, иные мечты, стремления. В коллекции хранится альбом девицы Ольги из Свиблово, начатый в 1896 году. Юный воздыхатель по фамилии Гриднев вписал в этот альбом такие стихи, ей посвященные:

Зачем вам красота, когда вы так умны?
Зачем вам ум, когда вы так прекрасны?
И красота и ум природой вам даны.
Так для чьего ж вы сердца не опасны?

И конечно, бóльшая часть экспозиции — это мир взрослой дамы с массой милых пустяков, туалетами, украшенными вышивкой и кружевом, перчатками, шляпками и сумочками. Ведь женщина, ведущая светский образ жизни, переодевалась до семи раз в день. Однако неверно было бы видеть в ней существо легкомысленное, занятое исключительно собой. Предметы быта и домашнего обихода представляют ее как заботливую хозяйку дома, а ноты, музыкальные инструменты, грампластинки, рисунки, книги и многое другое отражают широкий круг интересов.

Изучение истории своего рода, по-моему, так же важно, как осмысливание летописи страны. Думаю, что наши выставки — это возможность рассказать о традиционной семье, предназначении женщины, о том, как оно понималось сто лет назад, и насколько все это повлияло на нас, людей XXI века.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть