В музей — по проездному

22.11.2015

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

В ряду множества юбилеев, круглых дат, отмечавшихся в 2015 году, 80-летие Московского метрополитена заняло одно из самых почетных мест. Этот уникальный культурный и народнохозяйственный феномен безусловно достоин внимания всех соотечественников. Ведь практически каждый из них, хотя бы раз побывавший в Москве, восхищался рукотворной красотой колоссального надземно-подземного ансамбля, пользовался услугами самого скорого, не зависимого от заторов на дорогах транспорта. 

Неизменно поддерживать его главные, давно ставшие хрестоматийными свойства (все те же — внешнюю привлекательность, время доставки пассажира из пункта «А» в пункт «Б», надежность) городскому руководству сегодня непросто. Но, как любят приговаривать москвичи, а кому сейчас легко... 

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, выступая недавно на одном из форумов, сказал: «Московское метро исторически считается одним из самых красивых в мире, и столичные власти намерены продолжить традицию создания уникальных станций подземки. Мы ставим перед собой задачу делать каждую станцию особенной, не похожей на остальные. Наши предки добивались этого даже в более трудные времена, когда в стране не хватало денег. И мы тоже не должны ударить в грязь лицом». 

Что ж, апелляция к славному прошлому, героическим предшественникам — дело нужное.

Историческое возведение началось в 1931 году — с постройки части «красной» ветки от «Сокольников» до «Парка культуры». Советские инженеры и архитекторы, тщательно изучив опыт стран, в которых уже действовало метро, стремились сделать наше, московское, самым удобным и красивым в мире. Иосиф Сталин лично курировал стройку. Было решено большую часть центральных станций заложить глубоко, на 30 с лишним метров под землей, и лишь некоторые соорудить относительно близко к поверхности. Привлекли опытных шахтеров, горняков из Донбасса, и передовую молодежь — комсомольцев с заводов и фабрик Москвы. Процесс шел, конечно же, ударными темпами. На всю страну прославились в те годы бригадиры проходчиков Николай Краевский, Василий Полежаев, Леонид Яремчук, трудившиеся наравне с ними девушки Дора Кривцова, Софья Киеня, Татьяна Федорова... Условия были очень тяжелыми, на ходу внедрялись новые технологии, передовое оборудование.

15 мая 1935 года открылась первая очередь — десять станций Кировской (ныне Сокольнической) и три станции Арбатской линии. Этот день стал всесоюзным праздником. Метрополитен восхищал великолепием и комфортом. Неудивительно, ведь для его создания приглашались лучшие мастера страны. Московское метро стало не только незаменимым видом столичного транспорта, но и настоящим произведением искусства, отразившим особенности времени, в которое рождалось. 

Станции, рожденные в 30-х, эталонно монументальны, торжественны. Особенно красивы центральные — «Красные Ворота» и «Театральная» (при открытии «Площадь Свердлова»). Они построены по проекту известного архитектора Ивана Фомина, автора концепции «пролетарской классики». Ее суть была в том, чтобы брать в архитектуре прошлого лишь концептуальную основу, упрощая при этом декоративные элементы. По такому принципу он построил дом «Динамо» на Малой Лубянке, здание Наркомата путей сообщения у Красных Ворот. 

Фомин преобразил мрачноватое, тесное подземелье в масштабные перспективные залы. В отделке «Красных Ворот» обыгран соответствующий названию мотив — пилоны облицованы красным гранитом. «Театральная» напоминает фойе театра, отделана белым мрамором, над скамейками висят уютные светильники-бра. Невооруженным глазом видна идейная связь с Театральной площадью, Большим и Малым театрами. Впечатление усиливают изящные, выполненные известным скульптором Натальей Данько фарфоровые рельефы на тему «Танцы народов СССР» (в нижнем ряду кессонов центрального свода). 

Заметный вклад в это великое дело внес архитектор Алексей Душкин. По его проектам построены красивейшие станции: «Кропоткинская», «Маяковская», «Площадь Революции», «Автозаводская», «Новослободская». «Кропоткинская» (до 8 октября 1957-го — «Дворец Советов»), открытая в 1935 году, получила несколько международных наград. Стройные десятигранные колонны, плавно переходящие в свод и образующие абрис пятиконечных звезд, скрытая подсветка, светлый мрамор, лаконичность, отсутствие излишеств создают ощущение легкости. Иное впечатление производит «Площадь Революции», открытая в 1938-м, тут главная роль отведена скульптурам советского классика Матвея Манизера. В углах пилонов по обе стороны от проходов расположены монументальные образы эпохи. Особенно полюбились пассажирам «Пограничник с собакой», «Матрос с наганом», «Колхозница с петухом». Детали этих статуй затерты до блеска — «на счастье», «на удачу». Есть там и скульптура стахановца с отбойным молотком. 

Еще одна станция Душкина, «Маяковская», уникальна своим художественным убранством и новаторской для того времени архитектурой. Вместо массивных пилонов в качестве опор выступают легкие стальные колонны, благодаря чему в зале просторно, много воздуха. Своды примечательны овальными куполами с яркой мозаикой, выполненной по эскизу знаменитого художника Александра Дейнеки («Сутки советского неба»).

В конце 1930-х — начале 1940-х для украшения метро стали все больше привлекать известных живописцев и скульпторов, дабы сделать декор богаче и разнообразнее. Даже в тяжелые военные годы запустили в эксплуатацию семь новых красивых станций. Темы их оформления — ударный труд народа в тылу и героическая борьба с врагом на фронте. 

15 мая 1944 года была открыта «Электрозаводская» (архитекторы Владимир Щуко, Игорь Рожин, Владимир Гельфрейх). Оправдывая свое название, станция предстает очень светлой, благодаря большому количеству светильников, помещенных в круглых кессонах потолка. Стены облицованы белым мрамором, дополнены замечательными барельефами Георгия Мотовилова на тему трудовых будней в военные годы. 

«Партизанская» (ранее «Измайловская») удивляет своими размерами: до войны в Измайловском парке планировали возводить огромный стадион, потому и строили ее с расчетом на большой поток зрителей. Однако военная действительность внесла свои коррективы: станцию посвятили доблестному партизанскому движению и установили там скульптурную группу героев-партизан, исполненные Манизером.

Метро тогда спасало жизни москвичей, став надежным бомбоубежищем. На станции «Кировская» (с 1990 года — «Чистые пруды») размещались отделы Генерального штаба, рабочие кабинеты Верховного Главнокомандующего и начальника Генштаба. А на «Маяковской» 6 ноября 1941 года проходило заседание Московского совета депутатов трудящихся с участием Сталина. 

Станции, появившиеся вскоре после войны, посвящались Великой Победе. Это вся Кольцевая линия, а также относящиеся к Арбатскому радиусу «Смоленская», «Киевская» и «Арбатская». Они праздничные и величественные, богато украшены произведениями искусства. 

«Комсомольская»-кольцевая, созданная по проекту классика русского и советского зодчества Алексея Щусева, открылась 30 января 1952 года. Архитектура напоминает традиционную храмовую. Эта станция глубокого заложения выглядит необычайно просторной, устремленной ввысь — прежде всего благодаря изяществу арок и колонн. Восемь мозаичных панно на своде выполнены в древнерусском стиле по эскизам выдающегося живописца Павла Корина и посвящены воинской славе России от времен Александра Невского до Великой Отечественной. «Киевская»-кольцевая (1954) и «Киевская»-радиальная (1953) тоже радуют глаз нарядностью. Первая украшена мозаиками, рассказывающими о событиях общей истории России и Украины. Вторая — фресками с сюжетами о трудовых достижениях украинцев. «Белорусская»-кольцевая (1952), оформленная не менее искусно, отдает дань любви и уважения белорусскому народу.

Смерть Сталина, приход к власти Никиты Хрущева, борьба с «излишествами» в советской архитектуре повлияли и на развитие метрополитена. Год от года станции становились все скромнее, в 1960-х на первый план вышли экономичность и функциональность. Обилие мрамора, бронзы и позолоты сменила скромная керамическая плитка разных цветов. Использовались преимущественно типовые проекты.

С середины 1970-х многим станциям опять стала свойственна индивидуальность. Произведения скульптуры и декоративного искусства, выполненные в сравнительно лаконичном, созвучном своей эпохе стиле, вновь вернулись в метро. Открытая в 1975 году станция «Пушкинская» архитектурой и оформлением напоминает нам о великом поэте. На «Третьяковской» (открытие двух вестибюлей — 1971, 1986) установлены бронзовые барельефы (скульптор Александр Бурганов) с портретами знаменитых русских художников, представленных в Третьяковке, здесь же — портрет основателя галереи Павла Третьякова. 

Станцию «Чеховская» (1987) украсили мозаичные панно из цветного камня Петра и Людмилы Шорчевых. Эти работы, само собой, отсылают к прозе Антона Павловича. «Римская» (1995) декорирована Леонидом Берлиным в итальянском стиле, произведениями из майолики. 

В 2003 году были открыты два зала станции «Парк Победы» (глубина заложения — 80 метров). Архитектура — современная, элегантная. В оформлении присутствуют красочные эмалевые панно, выполненные по эскизам Зураба Церетели, посвященные победам в Отечественной войне 1812 года и в Великой Отечественной.  

Московский метрополитен, этот ни с чем не сравнимый музей на земле и под землей, многократно воспевался и в литературе, и в живописи, и в кинематографе. Как, впрочем, и люди, его созидавшие. 

Знаменитый фильм «Добровольцы» с Михаилом Ульяновым, Элиной Быстрицкой, Петром Щербаковым, Леонидом Быковым и другими нашими великими актерами показал мужественных первопроходцев столичной подземки. Веселый, обаятельный метростроевец Коля из фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» стал одним из главных персонажей — символов 1960-х. 

Снимались там сцены из кинокартин «Цирк», «Москва слезам не верит», «Влюблен по собственному желанию», «Курьер», «Сверстницы», «Настя», «Летят журавли», «По главной улице с оркестром», «Ночной дозор» и многих-многих других. 

А как с развитием московского метро обстоят дела в наше время? В целом как будто неплохо. Каждый год открываются новые станции, оснащенные современным оборудованием (в том числе с учетом возможностей маломобильных людей). Быстро продвигается строительство второго кольца протяженностью 60 километров. Пересекая радиальные линии ближе к окраинам мегаполиса, оно позволит гражданам экономить время и отчасти разгрузит чрезвычайно многолюдный центр. Эстетическая составляющая — тоже на весьма приличном уровне: новаторские дизайнерские решения и художественные средства довольно точно отражают (и, надо полагать, еще отразят) особенности нашего непростого, беспокойного времени.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть