Светлый путь

21.09.2015

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Фото: РИА НОВОСТИ

В этом году главные архитектурные памятники Первопрестольной волшебно, пусть и временно, преобразятся: в течение девяти дней они послужат гигантскими полотнами для световых фантазий. Мастера дизайна, играя то с формой, то с цветом, создадут диковинные миры. Те, мгновенно вспыхнув, тут же исчезнут, чтобы уступить место новым. С 26 сентября по 4 октября в столице при поддержке правительства Москвы в юбилейный, пятый раз пройдет фестиваль «Круг света».

В планах организаторов — превращение в сказку Царицыно, Красной площади, Манежа, Останкинской телебашни. А также Большого театра, который прежде не раз украшали искусные мультимедийные инсталляции с узнаваемыми цитатами из величайших балетов. На фасаде возникали, например, сфинксы, и публика понимала: это аллюзия на «Дочь фараона». Или вдруг здание зарастало волшебными цветами, и вспоминалась «Спящая красавица» — глубокий сон, охвативший королевство и развеянный лишь поцелуем принца Дезире.

Эффектное шоу — вход на все его площадки совершенно свободный — привлекает огромные армии зрителей. В 2014-м их число достигло шести миллионов, и неудивительно: где еще увидишь, как колонны здания вдруг забывают о физических законах и начинают ходить ходуном или, бунтуя, сбрасывают с себя капители? Подобные игры с архитектурой, казалось бы, застывшей и неподвижной, не могут не завораживать. 

Дело тут не только в оптических эффектах, позволяющих зрителю на мгновение поверить в реальную трансформацию капитальных сооружений. Чрезвычайно интересен феномен света в мировой культуре. Недаром сказано в Книге книг: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».

Великую силу света люди осознали в древности. Из хрестоматийных примеров — миф о пещере, изложенный Платоном в трактате «Государство» еще в 360 году до нашей эры. Философ сравнивал человечество с узниками пещеры, видящими лишь тени реальных предметов, отбрасываемые на стену. Эта аллегория позволила создателю объективного идеализма показать соотношение реальности и человеческих представлений о ней — неполных, смутных. 

Огню, или, точнее, источнику света (впоследствии разгорелся спор, что же имелось в виду — может быть, костер или даже солнце), отводилась в классическом платоновском труде наиважнейшая роль. Оптические эффекты использовали и многие художники Возрождения. Оставим в стороне предположение о том, что они работали с хитроумными приборами, позволявшими получить проекцию реального изображения, которую оставалось лишь «раскрасить», — это тоже требовало незаурядного мастерства. Любопытно другое: некоторые из них сделали игры со светом ключевой деталью картин. К примеру, Ян ван Эйк изобразил в знаменитом «Портрете четы Арнольфини» (1434) отражение супругов в небольшом круглом зеркале. 

Великолепны «Менины» Веласкеса (1656), где также в зеркале видны люди: испанские король и королева Филипп IV Габсбург и Марианна Австрийская оказались за пределами полотна, рядом со зрителем. 

Фото: РИА НОВОСТИ

Значительно позже появились произведения, порожденные уже непосредственно светописью — прежде всего, фотография. А затем, когда рисунок с помощью света перестал быть экзотикой, возникла новая чудесная игрушка — синематограф, синтетический феномен с опорой на технику рисования светом.

Нынешний фестиваль — бесспорное продолжение этой линии искусства. Световые и мультимедийные шоу более эфемерны, нежели фото или видео, хотя последние и удлиняют им жизнь, запечатлевая для истории. 

Что увидят зрители на сей раз? Как уже стало хорошей традицией, видеомэппингу (3D-проекции на фасады зданий) подвергнется Большой театр. Одна из заявленных тем — балет «Лебединое озеро» — посвящена памяти недавно ушедшей легенды, Майи Плисецкой. Другая — опера «Кармен» — великой певице Елене Образцовой. На Патриаршие пруды нагонят булгаковской мистики: их украсит инсталляция на тему «Мастера и Маргариты». 

Как и в предыдущие годы, в рамках фестиваля пройдет конкурс «Арт Вижн», где в видеомэппинге станут состязаться профессионалы и специалисты со всех уголков мира. 

«Светить всегда, светить везде!» — эти слова незабвенного пролетарского поэта окажутся актуальны в серые осенние дни как никогда.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть