Ноябрь. 2018

21.10.2018


5 ноября

285 лет со дня рождения Михаила Хераскова

Сын переселившегося в Россию при Петре Великом валашского аристократа Матвея Хереско получил блестящее образование, был питомцем Кадетского корпуса. Литературой увлекся под влиянием поэта и драматурга Александра Сумарокова. Много лет его жизнь была связана с Московским университетом: там он заведовал библиотекой и театром, долгие годы являлся директором и куратором старейшего российского вуза.

Героическая поэма считалась вершиной литературного творчества. Михаилу Ломоносову, например, своего «Петра Великого» завершить не удалось. Херасков решил открыть новую страницу в истории отечественной словесности и создал сразу несколько поэм. Главная из них — «Россиада» (1771–1778), захватывающий рассказ о Казанском походе царя Ивана Грозного. Суть литературы Михаил Матвеевич видел в патриотическом служении. О собственной поэме Херасков говорил: «Писана она для людей, умеющих чувствовать, любить свою отчизну и дивиться знаменитым подвигам своих предков, безопасность и спокойство своему потомству доставивших».

Он был масоном, его увлекали и мистический флер, и тяга к просвещению, свойственные вольным каменщикам в XVIII веке. Это не помешало ему написать духовный гимн православной империи «Коль славен наш Господь в Сионе». Во время гонений на масонов собрата по перу выручал приближенный к трону Гавриил Державин. Для него Херасков всегда оставался великим поэтом-патриотом, «творцом бессмертной «Россиады».

8 ноября

75 лет назад был учрежден орден «Победа»

В первом пункте указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года были слова: «Учредить для награждения лиц высшего командного состава Красной Армии высший военный орден «Победа». Далее утверждались статут и описание ордена. В честь его будущих кавалеров предусматривалась установка специальной мемориальной доски в Большом Кремлевском дворце. Все это говорит о том, что уже летом-осенью 1943-го руководители нашей страны нисколько не сомневались в грядущем полном и окончательном крахе фашистской Германии.

Создатель первоначального эскиза ордена — Александр Кузнецов. Государственный герб, изображенный на его рисунке, по предложению Иосифа Сталина заменили силуэтом Кремлевской стены со Спасской башней и Мавзолеем.

За время войны ордена «Победа» были удостоены 16 человек. Георгий Жуков, Александр Василевский и Сталин награждались данным орденом дважды. В числе его кавалеров было пятеро иностранцев: американец Дуайт Эйзенхауэр, британец Бернард Монтгомери, король Румынии Михай I, поляк Михал Роля-Жимерский и югослав Иосип Броз Тито.

8 ноября

280 лет со дня рождения Матвея Казакова

С его именем связана целая эпоха в московском зодчестве. Благодаря Казакову древняя столица превратилась из «большой деревни», как именовали ее жители Петербурга, в архитектурную жемчужину. Количество творений «трудолюбивого гения» не может не впечатлять — полный список его работ занимает несколько десятков страниц. С одинаковым успехом основоположник русского классицизма строил монументальные правительственные здания, оригинальные дворцы, усадьбы и храмы.

Сын бывшего крепостного крестьянина Матвей Казаков не получал заграничного образования, не учился в Академии художеств. Он окончил московскую школу князя Ухтомского, где основы архитектуры постигали по трактатам известных итальянских мастеров. Одновременно воспитанникам прививали любовь к древнерусскому зодчеству. Именно там сформировалась характерная черта стиля Казакова — сочетание европейской классики и наших национальных традиций.

Ему удавалось почти невозможное — гармонично вписывать в старые кварталы целые ансамбли. Одним из наиболее значительных творений Матвея Федоровича стало здание Сената, талантливо включенное в комплекс кремлевских построек, прозванное за пышное убранство русским Пантеоном.

В 1786 году Казаков фактически стал главным архитектором Москвы. Своими классицистическими домами с колоннами и фронтонами он упорядочил хаос улиц Первопрестольной, подновил и несколько облагородил ее облик.

Загруженный работой зодчий каким-то чудом находил время и на преподавательскую деятельность. В его доме в Златоустинском переулке много лет действовала архитектурная школа, из которой вышли многие знаменитые мастера. Учились там и три его сына — Василий, Матвей и Павел.

А составленный гениальным архитектором «Генеральный атлас Москвы» сохранил для потомков рисунки и чертежи великолепных строений, в большинстве своем погибших в пожаре 1812 года.

12 ноября

215 лет назад Николай Карамзин был официально назначен придворным историографом

Его называют последним летописцем и первым историком России. Сам Карамзин видел свою миссию прежде всего в трудах над исправлением нравов и в распространении патриотического мировоззрения. Император Александр I интересовался историей и словесностью не так рьяно, как его бабушка Екатерина Великая. Но Николая Михайловича ценил — за легкий слог и благородство ума. В 1803 году была опубликована историческая повесть Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Но главное, именно тогда он приступил к написанию многотомной «Истории государства Российского». Работу над ней продолжал до последних дней жизни. Текст рукописи XII тома обрывается на главе «Междоцарствие. 1611–1612». Историк досконально изучил все доступные в те годы русские летописи, проштудировал иностранные источники и сумел изложить события увлекательно и поучительно.

В «Истории» Карамзин проявил себя как государственник, сторонник сильной централизованной власти. Выходу каждого тома сопутствовал заслуженный читательский успех. Не случайно автора сравнивали с Колумбом. Николаю Михайловичу удалось открыть для соотечественников родную историю. И русская словесность, и историческая наука несколько десятилетий развивались в направлениях, заданных Карамзиным. После его смерти на лавры придворного историографа никто не претендовал. Оказалось, что заменить автора «Истории государства Российского», по сути, было некем.

12 ноября

185 лет со дня рождения Александра Бородина

С детства у него обнаружились две страсти. Сочинять мелодии Саша начал, едва ему исполнилось девять лет, химией тоже увлекся очень рано.

Во время занятий наукой в душе у него звучала музыка, а дома, посреди беседы с друзьями-композиторами, Бородин иногда вдруг вскакивал и бежал в лабораторию.

Он автор сорока опубликованных работ, посвященных органическому синтезу. В результате опытов получил, например, первое фторорганическое соединение — фтористый бензоил.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объему, но ценности созданных произведений это не умаляет. Их отличает удивительное сочетание эпической широты и глубокого лиризма. «Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь», — отмечали современники.

Вдохновленный «Словом о полку Игореве», Александр Порфирьевич сочинял свою знаменитую оперу долгих 18 лет. Изучал исторические источники. Побывал в окрестностях древнего Путивля. Ему было важно создать соответствующие эпохе характеры — ведь либретто писал он сам, будучи еще и талантливым литератором.

Главное творение своей жизни окончить, увы, не успел. Оперу, поразившую всех монументальной цельностью образов и величественностью хоровых сцен, дописали по материалам Бородина Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов — уже после смерти композитора-ученого.

15 ноября

30 лет назад состоялся космический полет многоразового советского корабля «Буран»

Бросок на орбиту отечественного челнока был первым и, увы, последним. Даже спустя десятилетия об этом уникальном ракетоплане продолжают говорить как о чуде науки и техники. Внешне похожий на известные с начала 1980-х американские шаттлы, наш корабль по многим техническим характеристикам и возможностям их превосходил. И главное, в отличие от заокеанских конкурентов совершил свой полет (длился 205 минут) в беспилотном режиме, а при посадке даже выполнил самостоятельно беспрецедентный по сложности маневр — из-за налетевшего штормового ветра.

Проект, осуществлявшийся в СССР с 1970-х, — над его реализацией трудились тысячи предприятий и более миллиона человек, — в начале девяностых свернули по причине дороговизны и вследствие неспособности государственного руководства вывести страну из кризиса. Сотни не имевших аналогов ноу-хау, разработанных для выполнения программы «Энергия — Буран», фактически оказались невостребованными.

Самым поразительным с точки зрения дня сегодняшнего выглядит то, что уже в годы тогдашних «реформ» наши наука, образование, промышленность во всеуслышание объявлялись отсталыми, неспособными решать сложные задачи. Хотя одного только пуска «Бурана» было вполне достаточно, чтобы опровергнуть миф о западном технологическом превосходстве.

23 ноября

110 лет со дня рождения Николая Носова

Герои его рассказов и сказок постоянно что-нибудь изобретают или совершенствуют, ведь писатель с детства увлекался техникой. Кстати, в 1943 году кинематографист Николай Носов был награжден орденом Красной Звезды — за серию учебных фильмов, с помощью которых наши солдаты осваивали полезные на войне механизмы и приспособления.

А писателем он стал совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям, а затем «постепенно... понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний и не только литературных».

Его ранние годы пришлись на тяжелое время Гражданской войны и разрухи, так что детства у Коли, по сути, и не было. Быть может, именно поэтому сказки Носова оставляют впечатление яркой, увлекательной игры, в которую автор самозабвенно играет с юными читателями. За трилогию о Незнайке, герои которой напоминают обыкновенных мальчишек и девчонок, в 1969 году Николай Николаевич был удостоен престижной Госпремии РСФСР. Сталинскую, третьей степени, получил в 1952-м за «Витю Малеева».

«От деда у меня два главных впечатления. 1) Всегда был занят. 2) Всегда со мной играл. Или писал, или играл», — вспоминал его внук Игорь. Про него Носов сочинил «Повесть о моем друге Игоре», где размышлял о том, как растет человек. Замечательный писатель был убежден, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением».

28 ноября

120 лет со дня рождения Родиона Малиновского

Впоследние годы жизни он писал автобиографический роман о том, как 16-летним пареньком отправился добровольцем на фронт, получил за проявленную доблесть Георгиевский крест, прошел всю Первую мировую, закончив ее бойцом Экспедиционного корпуса во Франции, а на Родину вернулся уже в 1919-м.

По-видимому, чтобы у цензоров к Маршалу Советского Союза Малиновскому никаких вопросов не возникало, в тех мемуарах он рассказывал о себе как об Иване Варваровиче Гринько. Странное «женское» отчество не было выдумано. Своего отца будущий полководец не знал, а когда поступил на военную службу, некий писарь записал его «Варваровичем» — по имени матери.

Воевать он умел. Конец Великой Отечественной застал в самом высоком из возможных звании (маршальские погоны получил в сентябре 1944-го). Весной 1945-го удостоился ордена «Победа» — «За освобождение территории Австрии и Венгрии». А после этого еще и довершил вместе с вверенным ему Забайкальским фронтом окружение японцев и их последующий разгром.

Один из самых выдающихся военачальников XX века, Родион Яковлевич Малиновский в течение почти десятилетия, вплоть до своей смерти, являлся министром обороны СССР.



Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть