Октябрь. 2018

23.09.2018


2 октября

215 лет назад состоялся первый полет на воздушном шаре над Москвой

Год 1803-й выдался чрезвычайно богатым на события, связанные с воздухоплаванием в нашей стране. В мае запуски монгольфьера проводил «гимнастический художник» Александр Терци — полеты над Первопрестольной осуществлялись в «беспилотном» режиме. А уже летом бесстрашный француз Андре Жак Гарнерен (он, помимо всего прочего, совершил в конце XVIII столетия первый в мире прыжок с парашютом) дважды поднимался на воздушном шаре над Петербургом: сначала — в компании с супругой, затем — вдвоем с русским генералом, героем Очакова Сергеем Львовым.

Третье воздушное путешествие Гарнерена в России анонсировалось в «Московских ведомостях»: «Опыт происходить будет... в казарме полицейских драгун на Крутицах, близ Новоспасского монастыря. Шар наполнен будет горячим воздухом поутру; к нему привешена будет лодочка, в которую г-н Гарнерен сядет... и наперед представит разные воздушные эволюции с шаром, канатом прикрепленным, которые кончатся возвышением шара, по отсечении канатов с г-м Гарнеренем и с товарищем, ежели оный сыщется».

В некоторых современных изданиях указывается, что француз в тот раз взмыл над Москвой на пару с легендарной Прасковьей Гагариной. Эта информация неточна: первая русская воздухоплавательница поднялась ввысь на монгольфьере несколько позже — в мае 1804-го.

2 октября

140 лет назад в Петербурге были открыты Высшие женские курсы

Названные Бестужевскими — по имени официального учредителя и руководителя, профессора истории Константина Бестужева-Рюмина, — эти курсы фактически стали первым женским университетом в России. Прежде дамы, желавшие получить высшее образование, были вынуждены учиться за границей.

Учебное заведение включало в себя два отделения: словесно-историческое и физико-математическое. В 1906 году появилось третье — юридическое. Почти по всем предметам велись практические занятия, а в преподаватели приглашались лучшие профессора столичных вузов. Более всего востребованы были гуманитарные дисциплины: логика, психология, история древней и новой философии, богословие, теория эмпирического познания, литературоведение, русский и иностранные языки.

Выпускницы избирали для себя в основном преподавательскую стезю. Кстати, в толковом словаре начала XX века указывались два значения слова «бестужевка»: «слушательница курсов, открытых Бестужевым», а также «идеалистка».

В 1918-м курсы были преобразованы в Третий Петроградский университет, включенный в сентябре следующего года в состав Петроградского государственного университета.

3 октября

145 лет со дня рождения Вячеслава Шишкова

Будущий писатель родился в семье мелкого лавочника Якова Дмитриевича Шишкова. «Дед мой со стороны отца, — писал Шишков в автобиографии, — помещик Бежецкого уезда Дмитрий Алексеевич Шишков, а бабушка — его крепостная крестьянка села «Шишковой Дубровы» Елизавета Даниловна». В 1880 году начал учиться в частном пансионе, но через год из-за финансовых трудностей перешел в 1-й класс Бежецкого городского 6-классного училища. Окончив с отличием учебу, поступил в Вышневолоцкое техническое строительное училище. Начальник училища Шереметинский вспоминал: «Прекрасный, редких способностей человек, с хорошим, добрым сердцем, такие редко встречаются в жизни...»

Выдержав экзамен на право самостоятельного производства инженерных работ, Шишков, увлеченный идеей исследования далеких сибирских земель, уехал за Урал. В течение двух десятков лет возглавлял экспедиции на реки Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Енисей, Чулым, Лена, Нижняя Тунгуска, Ангара.

«Благодаря моей специальности мне довелось жить долгое время бок о бок с простым людом, нередко в одной палатке и питаться из одного котла. Я вплотную изучал жизнь народа, а для писателя — это клад. Народная душа, простой, сочный, образный язык, быт и бытие. Чего же больше!» — отмечал Вячеслав Яковлевич в автобиографии.

Первую свою повесть «Волчье логово» — о разбойничьей жизни — он сочинил в 12 лет. Однако активную литературную деятельность начал уже зрелым человеком. Когда переехал в Петроград, писал о Сибири, сочетая реалистическое изображение быта с фольклорной образностью.

«Угрюм-река» — та вещь, ради которой я родился», — говорил писатель. Это первое историческое полотно жизни дореволюционной Сибири, роман о трех поколениях русских купцов. В центре повествования — история Прохора Громова, энергичного предпринимателя, мечтавшего покорить-завоевать огромный край.

В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде Шишков читал на радио, публиковался во фронтовых газетах, выступал в госпиталях. И создавал трехтомную историческую эпопею «Емельян Пугачев», увы, так и оставшуюся незавершенной.

4 октября

165 лет назад Сахалин вошел в состав России

Слава адмирала Геннадия Невельского была и, увы, остается не вполне адекватной величине его вклада в дело имперского строительства России. Имя этого великого моряка широко известно, пожалуй, лишь в дальневосточных регионах страны. А ведь именно ему держава обязана восточной окраиной по Амуру и островом Сахалин.

Присоединением территорий Геннадий Иванович занимался, как правило, вопреки инструкциям и предписаниям петербургской бюрократии, на свой страх и риск. По поводу его подвигов Николай I произнес фразу, позже ставшую крылатой: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».

Осенью 1853 года капитан первого ранга Невельской с корабля, носившего имя его венценосного шефа, высадился на юго-западном побережье Сахалина. Офицер собрал старейшин коренных жителей — айнов и объявил им, что отныне остров будет частью Российской империи. С тех пор принадлежность этих земель ни у кого сомнений не вызывает.

Правда, в течение четырех десятилетий — по итогам Русско-японской войны — половина Сахалина принадлежала микадо, но затем статус острова был благополучно восстановлен.

19 октября

140 лет со дня рождения Михаила Осоргина

«Мечтаемой дорогой» было для него писательство. С гимназических лет он публиковался в газетах, а позже, в очерке «Девятьсот пятый год», вспоминал, что в его квартире встречались революционеры, хранились типографский шрифт и оружие. Осоргина арестовали, полгода просидел в Таганской тюрьме, чудом был отпущен под залог. Оказавшись на свободе, он перебрался в Финляндию, затем — в Италию, где стал зарубежным корреспондентом «Русских ведомостей». Заявил о себе как писатель — в журнале «Русский вестник» печатались его рассказы.

Вернулся на Родину незадолго до Февральской революции. Ее принял, а Октябрь отверг и этого не скрывал.

Михаила Андреевича несколько раз арестовывали, а в 1922-м выслали в Германию — вместе с десятками оппозиционно настроенных представителей интеллигенции, среди которых оказались Николай Бердяев, Иван Ильин, Питирим Сорокин, Николай Лосский. Та известная акция получила название «философский пароход». «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно», — заявлял председатель Революционного военного совета Лев Троцкий.

В эмиграции Михаил Осоргин опубликовал свои лучшие книги: «Сивцев Вражек», «Повесть о сестре», «Свидетель истории», «Чудо на озере», сборник рассказов «Там, где был счастлив», воспоминания «Времена».

23 октября

250 лет назад Екатерине II первой в России сделали прививку против оспы

Этот день считается началом оспопрививания в нашей стране. В Петербурге в 1768-м случилась эпидемия, больничные палаты оказались переполнены. В народе эта болезнь вызывала суеверный страх. Известно, что когда в 1774 году скончался от оспы король Франции Людовик XV, русская царица посетовала: умирать-де от такой болезни в просвещенном XVIII веке — варварство. Императрица, всегда ратовавшая за гигиену и профессиональную медицину, решила победить напасть современными средствами, с помощью прививки. Самодержица понимала, что в подобной ситуации лучше всего подать личный пример, и начала кампанию прививок с опытов на себе и наследнике престола.

Знаменитый англичанин, доктор Томас Димсдейл, вначале попрактиковался на кадетах. Потом взял бациллы оспы у больного мальчика Саши Маркова и привил ее просвещенной государыне. Все прошло безукоризненно, через месяц Екатерина и ее сын Павел чувствовали себя бодро. На радостях в Петербурге поставили балет «Побежденное предрассуждение», в котором действующими лицами были Минерва, Гений науки, Рутения, Суеверие и Невежество. В дальнейшем прививание оспы в России стало массовой практикой, и страшную болезнь практически удалось победить.

Не забыли и про хворавшего прежде Сашу. Он получил дворянство и вторую фамилию — Оспенный. На его гербе геральдисты изобразили руку, а на ней «выше локтя зрелую оспину в природном виде». Кроме того, на содержание мальчика в банк «для приращения процентов» до его совершеннолетия положили три тысячи рублей. Позже он поступил в Пажеский корпус. Императрица частенько посылала ему дорогие подарки.

26 октября

120 лет назад открылся Московский Художественно-общедоступный театр

Первой постановкой стала трагедия Алексея Константиновича Толстого «Царь Федор Иоаннович». Двумя днями ранее пьеса была показана в Петербурге, в Малом («Суворинском») театре, и была довольно высоко оценена как зрителями, так и критиками. Заглавную роль там сыграл Павел Орленев, в чьем исполнении последний царь из рода Рюриковичей предстал этаким экзальтированным неврастеником.

Образы, предложенные московскими постановщиками и актерами (в роли Федора Иоанновича — Иван Москвин), заметно отличались от питерских — более верным прочтением литературной первоосновы и традиционалистским взглядом на отечественную историю.

«В «Царе Федоре» главное действующее лицо — народ, страдающий народ... И страшно добрый, желающий ему добра царь», — эта трактовка Константина Станиславского вкупе с талантливой режиссурой и превосходной игрой его труппы снискали не меньший успех, нежели спектакли, поставленные по этой пьесе в Санкт-Петербурге.

Менее чем через два месяца на сцене Художественно-общедоступного пройдет легендарная «Чайка». С тех пор высочайшее качество чеховской драматургии и национальное значение МХТ станут для поклонников театра вполне очевидными.

28 октября

190 лет со дня рождения Николая Страхова

«С детства я был воспитан в чувствах безграничного патриотизма, я рос вдали от столиц, и Россия всегда являлась мне страною, исполненной великих сил, окружeнною несравненною славою: первою страною в мире, так что я в точном смысле благодарил Бога за то, что родился русским», — рассказывал о себе выдающийся критик, философ, публицист Николай Страхов.

В молодости он показал завидные способности к точным и естественным наукам, однако избрал стезю литератора и философа. Как отмечал Василий Розанов, Николай Николаевич отличался исключительной чуткостью ко всякому новому и талантливому слову в литературе и общественно-политической мысли, а также редким умением отделять в истории русской литературы вечные ценности от преходящих. Этот критик одним из первых дал высокую оценку романам Льва Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина».

Широкую известность приобрел труд Страхова «Борьба с Западом в нашей литературе», в котором разоблачалось пресловутое царство рационализма. «Определeнного идеала развития, твeрдого сознания целей нет в Европе, и она мечется... она приходит к сознанию, что вовсе потеряла дорогу», — утверждал мыслитель. В своих статьях он боролся за возвращение русского сознания к родной почве, народу, противопоставлял иностранному «просвещенству» яркую самобытность отечественной культуры.



Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть