«Пишу о природе, сам же о людях думаю»

26.01.2018

Ольга МАРЬЯНОВСКАЯ

Музей «певца русской природы» Михаила Пришвина расположен в деревне Дунино под Звенигородом, в старинном доме на высоком берегу Москвы-реки, в окружении раскидистых вековых деревьев. В этом живописном уголке Подмосковья он трудился и отдыхал последние восемь лет своей долгой, чрезвычайно насыщенной историческими событиями жизни. По случаю 145-летия Михаила Михайловича предпримем поездку в этот по-своему уникальный музей, осмотрим его «говорящие» экспонаты и послушаем рассказ приветливого экскурсовода...

Будущий писатель-натуралист родился в купеческой семье 4 февраля 1873-го. В юности заболел идеями марксизма, за это нездоровое увлечение был арестован и осужден. Провел год в тюрьме Митавы, в Курляндии. По освобождении отбыл в Германию, где получил университетское образование и профессию агронома.

К литературной деятельности новоиспеченного специалиста по сельскому хозяйству подтолкнула несчастная любовь. Самое раннее его произведение напечатали в 1907 году. Это было время окончания смуты первой русской революции, пика популярности блистательных литераторов Серебряного века и возникновения Санкт-Петербургского религиозно-философского общества, в которое Михаил Михайлович почел для себя за честь войти.

В качестве его первых рецензентов выступили Александр Блок и Алексей Ремизов, Дмитрий Философов и Зинаида Гиппиус, что само по себе весьма символично. Тогда же движимый интересом к отечественному фольклору, старым-добрым национальным традициям начинающий прозаик и журналист поучаствовал в этнографических экспедициях по Русскому Северу, записал народные сказки, подготовил собственные путевые очерки «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком». Эти все еще пробы пера очень быстро принесли ему известность. Отныне он взял себе за правило: путешествие должно предшествовать новому произведению. Итогом пребывания в Заволжье стала книга «У стен града невидимого». Случайная встреча в поезде в 1909 году с Максимилианом Волошиным, поведавшим о своих увлекательных странствиях, произвела на Пришвина сильное впечатление, и через полгода он отправился сначала в Крым, а затем в Казахстан. В результате были написаны очерки «Славны бубны», «Адам и Ева», «Черный араб».

В 1912-м Максим Горький, высоко оценивший талант этого художника слова, содействовал изданию собрания его сочинений в трех томах. В годы Первой мировой Михаил Михайлович служил военным корреспондентом.

В советский период много колесил по стране, работал как профессиональный литератор. Поездка по Выговскому краю (там велось строительство Беломорско-Балтийского канала) подсказала сочинить роман-сказку «Осударева дорога». Экспедиция на Дальний Восток вдохновила на создание повести «Женьшень».

В 1920–1940-е увидели свет самые известные пришвинские произведения: «Охотничьи были и сказы», автобиографический роман «Кащеева цепь», а также «Берендеева чаща», «Лесная капель», «Фацелия», сказка-быль «Кладовая солнца», рассказы для детей. Некогда он признавался: «Я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой». Тема «Человек и природа» стала в его судьбе главной. Незадолго до войны, выступая перед молодыми литераторами в подмосковной Малеевке, он, давно уже вкусивший славы, добившийся общественного признания, спокойно и мудро изрек: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

Особое место в творческом наследии писателя занимают дневники, которые тот вел втайне от всех с 1905-го по 1954-й. Подробные откровения показывают все грани личности русского советского классика, отражают его полувековые наблюдения за событиями на Родине.

Полуразрушенный деревянный дом в Дунино Михаил Пришвин приобрел в 1946 году. Отреставрировал и каждый год жил в нем с ранней весны до поздней осени. Страстный охотник и фотограф, он превыше всего ценил общение с природой, любил путешествовать по звенигородским окрестностям. По утрам работал на семигранной веранде, с которой открывается чудный вид на Москву-реку и заречные дали. Здесь же пил чай из небольшого тульского самовара. В доме осталось все в том же виде, что и при жизни хозяина. Самая просторная комната — столовая. Каждая вещь в ней имеет свою историю. В Великую Отечественную наступление врага было остановлено на другом берегу, а в старой усадьбе размещался советский госпиталь. Обеденный стол из простых досок в свое время изготовили раненые бойцы. Деревянные ящики, на которых можно сидеть, Пришвин заказал для рукописей — в период эвакуации, в селе Усолье под Переславлем-Залесским. Вышитая скатерть, настенный коврик, блюдо-раковина из кузнецовского фарфора — «привет» из дворянского прошлого родителей Валерии Дмитриевны, жены Михаила Михайловича. На стенах — семейные фото, снятые в Дунино в разные годы, снимок близкого друга, выдающегося физика Петра Капицы, часто приезжавшего сюда в гости.

Обращают на себя внимание посетителей забавные детские игрушки, когда-то выполнявшие роль брелоков на ключах от дома и гаража. Из комнаты Валерии Дмитриевны попадаем в кабинет-спальню «певца русской природы» (этот титул присвоил ему Константин Паустовский). На полках видим любимые книги Пришвина, а также прижизненные издания его литературных трудов. Рядом — болотные сапоги и ягдташ. Подле окна — письменный стол, в центре которого фотография матери Пришвина, тут же — письменные принадлежности, пишущая машинка, очки, маленькие карандашики, записные книжки и другие нужные предметы. 

Он был вовсе не кабинетным человеком, предпочитал работать в лесу, в походных условиях. Столик с фототехникой дает понять: с нею владелец умело обращался много лет. Сохранилось более тысячи отснятых им негативов. Поблизости — лежанка любимого четвероногого питомца Жальки.

Над кроватью висит его карандашный портрет, выполненный в 1948 году Георгием Верейским. Отдельная маленькая комнатка служила кабинетом хозяйке дома, тут находятся те самые тайные тетради, о которых Пришвин говорил: «За каждую строчку моего дневника — 10 лет расстрела». Специально для них супруга держала наготове железные ящики и паяльник, чтобы в случае опасности хранилище наглухо закрыть и закопать в саду.

После его кончины, в 1954 году, вдова по прибытии сюда обнаружила в дверях записку от благодарных читателей, приезжавших на дачу и почтивших память любимого литератора. Она вклеила послание в неисписанную рабочую тетрадь мужа (так появилась первая книга отзывов посетителей) и с тех пор принимала здесь всех гостей, проводила для них экскурсии.

Музей возник благодаря общенародному признанию творчества Михаила Пришвина и 25 лет существовал на общественных началах. В те годы Валерия Дмитриевна работала над изданием первого посмертного собрания его сочинений, а также над расшифровкой и перепечаткой дневниковых записей. С 1969 года она продолжала этот труд, пользуясь помощью литературного секретаря Лилии Рязановой. Ныне Лилия Александровна заведует музеем. 

Полный «Дневник» начали издавать в 1991-м, а закончили в 2017-м. Получилось восемнадцать томов. По завещанию Валерии Пришвиной в 1979-м дом стал отделом Государственного литературного музея (сейчас — Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля).

Кроме постоянной экспозиции, тут есть небольшой выставочный зал. До ноября 2018 года в нем развернута выставка «Революция — это месть за мечту», посвященная пришвинским записям о тех днях, «которые потрясли мир». В небольшом пространстве реализовано оригинальное дизайнерское решение: на стенах — цитаты, рассказывающие о том, что происходило и как менялось настроение людей с февраля по октябрь 1917 года, о чем думал, какие чувства испытывал замечательный русский писатель. 


Фото на анонсе: М. Пришвин в Дунино

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть