Равняется четырем Провансам

07.09.2012

С новым губернатором Омской области Виктором НАЗАРОВЫМ мы встретились на 15-м Фестивале российского искусства в Канне. По традиции, здесь ежегодно представляют публике один из российских регионов. В августе 2012-го устроили бенефис Астрахани, в 2013-м эстафету примет Омск.

Губернатор Омской области Виктор Назаровкультура: За год до презентации региона Вы прилетели ознакомиться с фестивалем лично. Развеяться захотелось или ...?

Назаров: Что вы, какое там «развеяться»? Наоборот, суета. Загранпаспорт пришлось срочно оформлять.

культура: У Вас не было загранпаспорта?

Назаров: Нет. Так получилось. Отдыхать я предпочитаю у нас, в Омской области. Там такие места — никакая экзотика не сравнится! Прилетел, потому что дело, на мой взгляд, очень важное. Область никогда не присутствовала на такого уровня фестивалях, никогда не представляла свою культуру за рубежом. Я работаю в должности губернатора недавно...

культура: Три месяца.

Назаров: Да. И моя твердая позиция: Омская область заслуживает того, чтобы нас увидели и оценили в мире. Мне надо было посмотреть, как другие регионы презентуют себя на Фестивале российского искусства, и прикинуть, чем мы можем отличиться. Уже есть план в голове. Показать историю Сибири, привязав к этому сюжету выступления наших коллективов.

культура: Кто именно приедет, определились?

Назаров: У нас очень хорошо развито народное творчество, но главное, я считаю: на такие фестивали надо привозить детей. Я смотрел на сцену и представлял себе, как бы здесь, допустим, танцевал наш Детский государственный ансамбль. Там детишки такие «зажигалочки», такие позитивные — смотришь и радуешься. Каннская публика их воспримет. Мы с Юрием Николаевым проведем в области конкурс «Утренняя звезда». У нас тридцать два района, территория с севера на юг — шестьсот километров, и надо будет отсмотреть все детские коллективы, которые готовы выставиться. В декабре проведем финальный конкурс, а победители летом отправятся в Канн. Это будет стимул для детей. Представляете: выступить в Канне?! И вообще: обычно есть творческий коллектив в районе, детишки пляшут, выступают на уровне района, дальше их никто не видит. А если мы их вытянем в область, в концертный зал, — это же совсем другое ощущение. Идеи нужны, движение.

культура: У Вас крепкая мужская биография: завод, армия, юрфак, военная прокуратура ракетных войск, «Газпром межрегионгаз»... Если говорить откровенно, какое место в Вашем сознании занимает культура?

Назаров: Знаете, она у меня даже не в сознании, а на уровне подсознания. Очень люблю театр. По-хорошему завидую талантливым людям, потому что сам не могу так сыграть. У нас же драматический театр — просто сильнейший, я практически весь репертуар знаю.

культура: Не хотите вернуть туда Бориса Мездрича — директора, при котором Омская драма пережила последний расцвет?

Назаров: Если честно, до этого вопроса еще руки не дошли.

культура: У него, если не ошибаюсь, возникли проблемы с предыдущим — «долгоиграющим» — губернатором Леонидом Полежаевым...

Назаров: Я в принципе не понимаю ситуацию, когда власть вмешивается в искусство. Власть должна быть рядом, из зала смотреть, но решать что-то административным путем недопустимо.

культура: Какой был театр при Владимире Петрове и Мездриче... Я, будучи театральным критиком, ездила туда каждый сезон по несколько раз.

Назаров: У нас в труппе был Юрий Ицков. Сейчас уехал в Питер. Вижу его в каких-то сериалах, эпизодах — немножко обидно. Вроде нашел себя, но вряд ли его это полностью удовлетворяет. Если в спектакле был занят Ицков, я всегда шел именно на него.

культура: Вы ведь родились в селе?

Назаров: Родился и вырос, начинал работать там.

культура: То есть, Вы изнутри понимаете, что такое сельский клуб, насколько это важно для людей?

Назаров: Еще бы. Я там был главным участником, три года ходил учиться играть на гитаре. Правда, так и не научился... В то время, когда мы росли, в каждом крупном хозяйстве имелся собственный хор. У меня мама с папой пели в хоре, даже ездили в район выступать. Как говорят, если в селе есть клуб, то село живет. Мы же не просто развалили клубы и людям негде собраться: мы таким образом духовность теряем, культуру. У нас сегодня культура, извините за сленговое слово, в загоне. Просто страшно становится. Особенно в сельских поселениях.

культура: Местная власть сама может помочь, без поддержки центра?

Назаров: Конечно. Перед тем как меня назначили губернатором, я был депутатом Законодательного собрания. Проехал по своему избирательному округу: зарплата у культработника в клубе — четыре тысячи рублей в месяц. Да он еще проводку в этом клубе чинит за собственные деньги. Если мы сейчас создадим условия, повысим зарплаты, дадим хоть какой-то минимум, люди пойдут. Эта программа у нас впереди, и мы постараемся. Иначе перекос получается: в городе много театров, новый современный концертный зал, а село брошено. А начинать надо оттуда. Очень много талантов приходит из села. Это надо начать, поддерживать и культивировать, чтобы село ожило. Тогда все в области будет нормально.

культура: Про новый омский концертный зал нашей газете рассказывал Валерий Гергиев. Отозвался о нем очень высоко. Минувшей весной у вас проходил Первый всероссийский конкурс молодых вокалистов, где жюри возглавляла Лариса Гергиева. Похоже, Вы дружите с этой семьей. Объявлено, что 17 сентября Гергиев с оркестром Мариинки даст в Омске концерт.

Назаров: Я считаю, звезды такой величины — Гергиев, Хворостовский — должны появляться в нашем городе.

культура: Ваш бюджет способен их «потянуть»?

Назаров: Даже если бы было совсем плохо с бюджетом, все равно такие люди должны приезжать. Публика идет на уровень. Да, дорого. Но зато настолько красиво и качественно, что не жалко деньги отдавать. Если хоть один ребенок скажет: мама, папа, я хочу, как они, — петь, играть, дирижировать, — считай, большое дело сделано. Вдруг вырастим своего Спивакова?..

культура: Я провела мониторинг всего, что за три месяца успели сообщить о Вас СМИ. Перечисляются многочисленные направления Вашей деятельности: сохранение поголовья скота — несмотря на засуху, разведение осетровых, медицина, лесное хозяйство. Тут авиашоу, здесь — борьба за омский Парк Победы. И среди всего этого — лицей для одаренных детей...

Назаров: Таланты нужно выращивать. Хотим на базе одного из училищ собрать одаренных детишек. Пусть учатся, как раньше, когда были специализированные классы: спорт, музыка, другие направления.

культура: Наверное, Ваши собственные дети уже вышли из лицейского возраста?

Назаров: У нас с женой двое. Дочке двадцать шесть, уже внук есть. Еще сынок, пять с половиной лет. Будем готовить его в лицей.

культура: Недавно в Омске запретили так называемый «парад зомби». Либеральная пресса звонила об этом, конечно, меньше, чем о скандале с «пуськами», но все равно возмущалась: мешают самовыражаться людям... На Ваш взгляд, в культурной политике необходим определенный вектор?

Назаров: Прежде всего, я считаю, культура должна нести нравственность. Более того — не нести, а прививать. Служить, а не прислуживать. Нельзя все подряд называть культурой. Что касается парада, я понимал, насколько абсурдна ситуация, и даже вмешиваться не стал. Понимал, что найдутся позитивные люди, которые это остановят. Его запретили на уровне мэрии. Не вижу в этой затее ничего, что было бы связано с культурой. Самовыражаться можно десятками других способов.

Я спокойно отношусь к любым праздникам, но когда они заимствуются, как, скажем, Хэллоуин, я не понимаю: зачем? Это не наше, не складывалось исторически, не прививалось с детства. С чего мы должны копировать чужое, извините за выражение, тупо и глупо?

Вы говорите о векторе. Я вам отвечу. Что такое город? Это конгломерат людей, которые вынуждены жить на ограниченном пространстве, и чтобы мирно сосуществовать и хорошо друг к другу относиться, им нужен посыл к добру. Город не имеет права останавливаться. Он должен каждый день что-то выдавать: там фестиваль, там выставка ремесел, на площади народные гулянья, в парке должен оркестр играть. Вот он вектор — вернуть то отношение к культуре, которое было прежде. У нас духовой оркестр сократили до невозможного, потому что он якобы никому не нужен, не востребован. Возвращать надо. У нас хорошая филармония, надо выходить на улицу, помогать людям организовываться, тогда не будет у нас хэллоуинов и парадов зомби.

культура: У культуры много граней. Это не только громкие гастролеры, театральные премьеры, «в городском саду играет...», но и шире — самоощущение человека на своей земле, в истории своей страны. Тут, к сожалению, проблем больше, чем с фриковой субкультурой. Как Вы относитесь к вопросу об установке в Омске памятника адмиралу Колчаку?

Назаров: Я предложил вынести этот вопрос на общественное обсуждение. Давайте спросим людей, нужен нам такой памятник или нет. У меня двоякое отношение к Колчаку, я внимательно изучал историю Гражданской войны. Мы ставим памятник путешественнику, полярному исследователю, защитнику Отечества в Русско-японской войне? Или диктатору и палачу 1918-19 годов? Живы потомки тех, кто был по другую сторону баррикад, чьи семьи пострадали. Если честно, я бы пока воздержался. Можно фигуру в музее установить. Мы же воссоздали дом Батюшкина, где находился штаб Колчака. Рядом идет реставрация другого исторического здания — там будет Музей изучения истории Гражданской войны. Это очень большой пласт истории, который у нас пока плохо освещен.

культура: А Ильич в Омске, небось, до сих пор стоит? Где-нибудь перед зданием администрации?

Назаров: Перед администрацией — нет, но неподалеку действительно остался небольшой Ильич.

культура: Ну, если вождь остался, то и Колчак имеет право. Для исторического равновесия.

Назаров: Так ведь Ильич уже есть, а Колчака еще поставить нужно...

культура: Я из любопытства решила сравнить территории руководимой Вами области и Прованса, где мы сейчас находимся. Была такая пьеса Александра Мишарина «Равняется четырем Франциям». Так вот, Омская область равняется четырем Провансам. При этом туристические потоки сюда и к вам, конечно, несопоставимы. Вы размышляете в этом направлении, или Сибирь достаточно богата, чтобы прожить и без туризма?

Назаров: Вы прямо задели мою главную тему. Это основное направление, которое я буду культивировать. У нас есть места уникальные, необъяснимые. Например, «Пять озер». Ученые думают, что они метеоритного происхождения. Есть точка на этих озерах, которая называется Пуп земли. Сильнейший энергетический поток идет, непонятно откуда, столб электромагнитных волн — приборы зашкаливают. «Пять озер» уже превращаются у нас в место паломничества — тем более, что там чистейшая вода с целебными свойствами. Нужно срочно делать рекреационную зону, создавать кластер, строить дорогу и завязывать ее с другими направлениями. У нас есть тур «Старина сибирская», посвященный деревянному зодчеству. В Больших Уках церковь сто лет стоит, без единого гвоздя сделана. Здорово же! К ней подходишь — от нее намоленность идет, святость. Понимаешь, что люди оставили здесь по кусочку души... Есть даже такая услуга: туристу надевают кандалы, дают робу. Проходишь пять километров по Великому Сибирскому тракту. Потом тебя доставят в острог, накормят кашей...

культура: Высекут батогами.

Назаров: До крайностей доходить не будем, но...

культура: Неужели есть желающие?

Назаров: Полно. И наши, и иностранцы. Надевают онучи, лапти — и пошел. Рядом телега со скарбом, кусочком хлеба и бочонком воды. Можешь прикоснуться к истории, ощутить, что испытывали люди. Если все это завязать с озерами, энергетикой, саргатами — древней народностью, оставившей на территории области курганы, — можно выстроить туристическое кольцо четко и привлекательно.

культура: Только сначала к вам надо добраться — при немаленькой цене на авиабилеты, и где-то поселиться...

Назаров: На сегодня у нас одна гостиница, трехзвездочная. Сейчас планируем строительство еще одной, пятизвездочной, но не за бюджетные средства, а за счет привлечения бизнеса. Бизнесу, я сразу сказал, дорога открыта.

культура: Туризм необходим Омской области — с точки зрения экономики?

Назаров: Экономики — в том числе. Когда люди начинают увлеченно изучать историю, культуру, познают себя, они и в экономике генерируют свежие идеи.

Елена ЯМПОЛЬСКАЯ, Канн  


Back