Желтый билет вместо желтой звезды

15.09.2012

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

В Берлине в Культурном иудейском центре Новой синагоги проходит выставка «Желтый билет» — о судьбе молодых женщин, ставших жертвами сутенерских сетей в Европе.

Эмиссар немецкого правительства добился освобождения из петербургского дома терпимости своей молодой соотечественницы Марии Хаазе. После многочисленных перипетий ей удалось вернуться на родину.

Случилось это ровно полтора столетия назад. Эмиссаром был Отто фон Бисмарк — тот самый, который впоследствии стал германским лидером.

Об этом малоизвестном эпизоде жизни знаменитого «железного канцлера» рассказывает выставка в Новой синагоге. Экспозиция охватывает период с 1860 по 1930 год. Выходцам из бедных семей предлагали места домработниц, сиделок, швей, продавщиц — обычно за границей. Затем их отправляли в Константинополь и Петербург, Александрию и Бомбей, Буэнос-Айрес и Нью-Йорк. Там бедолаг сразу определяли в бордели. Среди девушек имелись и еврейки — в царской России «желтый билет» был для них единственной возможностью вырваться за черту оседлости.

В начале ХХ столетия, отмечается в каталоге выставки, в Германии насчитывалось от 300 тысяч до 1,5 миллиона проституток. Что составляло от 3 до 15 процентов женщин в возрасте от 15 до 40 лет.

Спустя век — несмотря на пресловутый социально-экономический прогресс — в Германии, по официальным данным, трудятся около 400 тысяч жриц любви. Более половины из них — иностранки, в основном приехавшие из стран бывшего соцлагеря. Все они зарабатывают на хлеб, не имея никаких документов.

Но работы хватает всем. Только в Берлине, утверждает французская газета «Монд», примерно 500 борделей, включая знаменитый «Artemis» («Артемида») — самый большой в Германии дом терпимости, где трудится сотня девиц. Его реклама есть даже на городских автобусах, а сайт «Artemis» действует на девяти языках, включая русский. Входной билет на целый день обходится в 80 евро (в стоимость входят халат, полотенце, тапочки и сейф). По воскресеньям и понедельникам 50-процентная скидка предоставляется пенсионерам, а также таксистам — в расчете на то, что последние доставят клиентов в «оазис наслаждения».

Проституция на родине Бисмарка давно уже не является запретным плодом, но по-прежнему вызывает интерес. Успехом пользуется только что выпущенная автобиография Детлефа Ульмана, который на протяжении трех десятилетий управлял «Милым другом» — заведением, имевшим репутацию самого фешенебельного дома терпимости в Берлине. Правда, топ-менеджера приговорили почти к четырем годам заключения за неуплату налогов. Но ему вышло послабление — днем он на свободе, а вечером возвращается на нары.

Со своей стороны, французские социологи и сексологи пытаются понять, почему в Германии в 20 раз больше путан, чем во Франции, где проституция так же узаконена. Может, французам, считающим себя неутомимыми любовниками, платные услуги и вовсе не нужны?

Так или иначе, французские социалисты — по крайней мере, на словах — намерены добиться запрета проституции. Здесь у них глубокие «идеологические» разногласия с единомышленниками по ту сторону Рейна. В Германии именно социалисты сравнительно недавно — в 2001 году — легализировали проституцию. Власти решили, что так будет проще взять под контроль сутенеров. Однако им это не удалось. В немецкой столице идет ожесточенная борьба за дележ «добычи» между «Ангелами ада» и «Бандидос» — байкерскими группировками, наряду с «профильной» деятельностью занимающимися наркоторговлей и контролирующими проституцию.

Большинство немцев считают древнейшую профессию таким же ремеслом, как и любое другое. В свое время немецкие «зеленые» даже намеревались организовать курсы по подготовке «кадров» для занятий проституцией, по окончании которых женщины получали бы соответствующие дипломы. Но пока как-то не сложилось...

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть