Я буду долго гнать велосипед

03.11.2012

Денис БОЧАРОВ

На прилавки российских книжных магазинов легла книга под названием «Белые велосипеды». Ее автором является Джо Бойд, человек, знакомый с музыкальной культурой 60-х не понаслышке.

Книга «White Bicycles — Making Music in the 1960s» впервые была опубликована в Великобритании в 2006 году, и вот теперь она вышла у нас, в екатеринбургском издательстве «Гонзо».

Отечественная книжная индустрия в последнее время уделяет популярной музыке все более пристальное внимание (с каждым годом количество изданий, посвященных знаменитым поп- и рок-исполнителям, неуклонно растет), однако работ, бросающих пристальный взгляд на проблему изнутри, книголюбу-меломану практически не предлагалось. И вот — первая ласточка.

Джо Бойд — организатор андеграундного движения «свингующего Лондона», человек, много сделавший для популяризации британского фолк-рока. Большинство имен артистов, с которыми он сотрудничал, массовому российскому читателю мало что говорит: Крис Макгрегор, Вашти Баньян, Норма Уотерсон, Toots & The Maytals, 10000 Maniacs — все это имена, не являющиеся пустым звуком только для убежденных «меломаньяков». И даже самые громкие и раскрученные артисты из послужного списка Бойда — такие как Ник Дрейк, группы Soft Machine, Fairport Convention, The Incredible String Band — широкой аудитории у нас тоже не имеют. Единственной известной каждому поклоннику западной популярной музыки записью, которую спродюсировал Бойд, является дебютный сингл группы Pink Floyd с песнями «Arnold Layne»/«Candy And A Currant Bun». Все остальное — на любителя.

Но книга написана не с целью поразить читателя упоминанием многочисленных знаменитостей, в кругу которых продюсер провел свои лучшие годы. Повествование, равно как и сама личность Бойда, интересно другим: этому человеку посчастливилось быть непосредственным свидетелем и участником некоторых краеугольных моментов в истории популярной музыки. Так, на знаменитом фолк-фестивале 1965 года в Ньюпорте Джо Бойд был в составе команды, отвечавшей за звуковое оформление действа. Для тех, кто не в курсе, напомним: именно там Боб Дилан, до того момента исполнявший песни преимущественно социально-политического характера и исключительно «под акустику», резко изменил стилистику своих произведений и их подачу. А именно: подключил электрогитару к усилителю. Никогда до этого фолк-рок не звучал подобным образом, и оставаться прежним после Ньюпорта он тоже уже не мог.

Сегодня, по прошествии стольких лет, это может показаться не очень крупным событием, однако тогда смелый жест Дилана произвел подлинный фурор, не только разделив поклонников артиста на два лагеря, но и во многом изменив сам подход к исполнению популярной музыки. И в этом смысле Джо не лукавит и не сильно преувеличивает, когда называет данный эпизод «моментом зарождения рока».

Один из главных идейных вдохновителей лондонского психоделического андеграунда, Бойд был совладельцем знаменитого клуба UFO, ставшего центром притяжения и «душой» британской свингующей молодежи и давшего путевку в жизнь таким прославленным рок-коллективам, как The Move, Procol Harum и The Pretty Things. Не говоря уже об упоминавшихся выше Pink Floyd, для которых в 1966-67 годах этот клуб был чуть ли не вторым домом.

Также Бойд, будучи фанатично влюбленным в фолк-музыку человеком, буквально из ничего выковал целое направление, именуемое нынче британским фолк-роком: главная английская формация, исповедовавшая данную музыкальную стилистику, Fairport Convention, — во многом его детище. Талантливый продюсер и организатор лично наблюдал, как фактически из ничего рождались карьеры знаменитых впоследствии музыкантов: Денни Лейна, Артура Брауна, Стива Уинвуда, The Lovin’ Spoonful...

На протяжении нескольких лет Бойд возглавлял отдел музыки кинокомпании Warner Brothers и на этом посту успел поработать над звуковыми дорожками нескольких культовых картин, среди которых «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика и «Избавление» Джона Бурмена.

Жизненный и профессиональный путь Бойда богат событиями и приключениями, и о каждом из них он рассказывает легко, занимательно, с юмором и без всякого заискивания перед знаменитыми людьми, с которыми его сталкивала судьба. И пускай исчерпывающего ответа на заявленный самим автором посыл «как делали музыку в 60-е» вы, возможно, не получите, зато гарантированно погрузитесь в удивительную атмосферу уникального во многих отношениях десятилетия.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть