Впереди планеты всей

13.10.2012

Екатерина МИХАЙЛОВСКАЯ, Сантьяго-де-Компостела

До сих пор российское музыкальное образование считается в мире эталонным. Международный фестиваль «Музыкальные пилигримы», проходящий в столице Галисии — Сантьяго-де-Компостела, — лишнее тому подтверждение.

Галисийский фестиваль проводит Ассоциация «Музыкальные пилигримы», основанная российскими музыкантами, живущими и работающими в Испании, — пианистами Илоной Тимченко и Александром Гольдом, а также скрипачом Данилой Кордубайло. Его участникам — виолончелистам, пианистам, скрипачам — от десяти до девятнадцати лет.

Нынешний фестиваль, второй по счету, посвящен 85-летию Мстислава Ростроповича. В Сантьяго-де-Компостелу из России приехали пятеро детей, уже имеющих в багаже звания лауреатов всевозможных международных и национальных конкурсов, стипендиаты Фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича. На их фоне восемь испанских участников смотрелись, мягко говоря, блекло.

«Русская музыкальная школа — одна из самых сильных в мире, наши традиции музыкального образования уникальны, — рассказывает артистический директор фестиваля и президент Ассоциации «Музыкальные пилигримы» Илона Тимченко. — В Испании есть таланты, но здесь проседает доконсерваторский период обучения. Мы давно хотели продемонстрировать испанской публике, чего достигают российские дети в рамках нашей образовательной системы. Одно дело — просто рассказывать о знаменитой на весь мир русской школе музыки и совсем другое — привезти сюда самих детей».

Начальная подготовка в музыкальных школах Испании действительно очень слабая — как в государственных, которые здесь почему-то называют «консерваторио», так и в частных. Например, основному предмету — специальности (игре на фортепиано, скрипке, флейте) уделяется всего час в неделю, что для российских педагогов немыслимо: как можно обучать человека, встречаясь с ним раз в семь дней?!

Все более-менее приличное образование держится на российских музыкантах, много концертирующих по Европе и США и осевших в Испании. Они создают свои частные школы или дают мастер-классы и ведут специальные курсы. Среди испанцев, решивших отдать своего ребенка учиться музыке, считается, что, помимо занятий в школе, надо нанимать частного педагога по специальности, лучше всего — русского.

«Фестивали, подобные галисийскому, очень важны для иностранной публики. Она может услышать наших молодых музыкантов, школьников, которые по виртуозности исполнения превосходят своих сверстников из других стран, — считает знаменитый российский виолончелист Лев Евграфов. — У нас уже с 6-7 лет начинается серьезное образование. Что оправдывает себя: дети, попадая в профессиональную среду, по-другому развиваются. Нынешняя же западная система — и в Европе, и в Америке — ущербна. Она не позволяет музыканту гармонично расти».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть