Русский характер французской дивы

16.03.2012

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

Во французском издательстве «Фламмарион» вышла новая биография Брижит Бардо.

Ее автор — известный литератор Мари-Доминик Лельевр — создала, по мнению критики, один из самых удачных портретов бывшей кинодивы. Героиня предстает перед нами щедрой, отзывчивой, эгоистичной, темпераментной, любвеобильной, жестокой, с невыносимым характером, искренней и несчастной. Но даже измученная тяжелым недугом, она в свои 77 лет остается неустрашимым бойцом.

Напомним, что в кино юная Брижит попала случайно. В неполные пятнадцать лет она брала уроки танцев у русского педагога Бориса Князева и познакомилась с начинающим режиссером Роже Вадимом, он же Вадим Племянников. Именно эта встреча оказалась судьбоносной для будущей кинозвезды. Вадим снял ее в 1956 году в фильме «...И Бог создал женщину», с которого началась ее ослепительная карьера.

Правда, критика разнесла в пух и прах и ленту, и саму дебютантку. «Пресса писала, что Брижит не умеет играть, — вспоминал Роже Вадим. — Конечно, она не умела. Но у нее было другое достоинство — она была неподражаема. Нет, я не изобрел Брижит Бардо, а лишь помог ей раскрыться, немного научил актерскому ремеслу. Я отвожу себе скромную роль огранщика алмазов».

Вопреки родительской воле Брижит Бардо вышла замуж за своего Пигмалиона — Вадима. Но уже на съемках «...И Бог создал женщину», повинуясь основному инстинкту, ушла от него к своему партнеру по фильму Жану-Луи Трентиньяну. В новой биографии приводится приблизительный «донжуанский список» Брижит, насчитывающий три десятка имен, включая четырех мужей.

В ее любовниках ходили актеры Уоррен Битти, Раф Валлоне и Сами Фрей, певцы Жильбер Беко, Нино Ферре, Саша Дистель и Серж Генсбур, а также автогонщик, бармен, бизнесмен, ресторатор, гитарист, оператор, журналист и даже гостиничный привратник...

Для Брижит любовь всегда была «кислородом». Конечно, из-за романов она, по ее признанию, наделала немало глупостей. «Когда ее притягивал тот или иной мужчина, — вспоминала известная писательница Маргерит Дюрас, — Бардо шла к нему напрямую. Не важно, где это случалось, — в кафе, у нее дома или у друзей. Ничто не могло ее остановить. Она уходила с ним, не обращая внимания на человека, которого в тот момент покидала».

Увлечение Роже Вадимом, возможно, сыграло свою роль и в том, что она всю жизнь питала симпатию к русским. «Они не стесняются своих чувств, — говорила автору этих строк Брижит Бардо. — Легко переходят от смеха к слезам, сразу открывают свое сердце. Они не хнычут и не жалуются. Русским присущи великодушие, благородство, щедрость. Всех этих качеств лишены мелочные французы. Поэтому русский характер мне ближе французского».

Мари-Доминик Лельевр рассказывает и о самых драматических моментах в жизни актрисы. Это, прежде всего, ее отношения с сыном Николя Шаррье, который живет в Норвегии. Ей чужды материнские чувства. Правда, Брижит терзают муки раскаяния, и каждый год в день рождения сына, 11 января, она горько плачет.

Сама Брижит называет себя «мизантропом, реакционером и маргиналом». Ей чужда всякая политкорректность. Она называет вещи своими именами, заслужив репутацию «расистки». Причину многих нынешних бед Франции она видит в иммиграции, и прежде всего мусульманской: «Мою страну, мою родину, мою землю снова завоевали при попустительстве сменявших друг друга правительств».

«Когда де Голль утверждает, что Франция — это он, генерал говорит правду. Но он забывает обо мне. Я тоже Франция, хотя и совсем другого рода». Французский президент, услышав эти слова Брижит Бардо, пригласил ее в Елисейский дворец. И актриса явилась к нему в гости, одетая гусаром. На дворе было 7 декабря 1967 года. Никогда прежде ни одна женщина не пересекала порог резиденции главы государства в брюках.

Разумеется, это не самый дерзкий поступок легендарной кинодивы, для которой никогда не существовало табу — в отношениях с мужчинами, кинематографом, сильными мира сего. Она ненавидит лицемерие и ханжество и при любых обстоятельствах остается сама собой: «С какой стати я буду стыдиться раздеваться перед врачом? Ведь он такой же мужчина, как и всякий другой».

Среди десятков тысяч ее фотографий нет ни одной, где Брижит была бы запечатлена с книгой. Однако она всегда много читала. И в чтении ее первым наставником был опять-таки Роже Вадим, который принес ей «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького.

Бардо каждый день слушает классику — Баха, Моцарта, Гайдна, Вивальди: «Музыка уносит меня в потусторонние миры. Я начинаю грезить и парить над окружающей мерзостью. Порой мне кажется, что я превращаюсь в бесплотного ангела». Она распорядилась, чтобы на ее похоронах звучала знаменитая ария Casta Diva из «Нормы» в исполнении Марии Каллас.

Бардо никогда не жалела, что ушла из кино в 38 лет. Когда ей предложили сыграть с Шоном Коннери в ленте «На службе Ее Величества», она ответила: «Я считаю фильмы о Джеймсе Бонде замечательными. Но мне в них делать нечего. Разве что самой сыграть агента 007».

В последние годы Брижит Бардо, которая из-за сильнейшего артрита передвигается только на костылях, почти не покидает Сен-Тропе. У нее там два поместья — Мадраг и Гарриг. «Ее соседка в Гарриг — Татьяна, дочь Бориса Ельцина», — сообщает Мари-Доминик Лельевр. Однако между ними нет никаких контактов.

Дело в том, что Брижит ненавидит нынешний Сен-Тропе с его миллиардерами, звездами и путанами. В бывшем рыбацком порту, славу которому в 60-е годы принесла сама Бардо, на месте скромных домиков воздвиглись дворцы, а маленькие шаланды вытеснены шикарными яхтами.

Читайте также: 

Брижит Бардо - "Культуре": "Нельзя делать консервы из тюленей!"

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть