Русские дни гамбургского балета

15.07.2012

Екатерина БЕЛЯЕВА, Гамбург

В Германии закончился главный европейский балетный фестиваль Hamburger Ballett-Tage (Гамбургские дни балета). Проходил фестиваль в 38-й раз под бессменным руководством шефа Гамбургского балета Джона Ноймайера.

(фото: HOLGER BADEKOW)Гамбург остается местом, куда каждый июнь слетаются балетные звезды. И российские артисты, как всегда, на первом месте. В эпицентре Дней — показ балета на музыку Мишеля Леграна «Лилиом», уже отмеченного в мае премией Benois de la danse, фестивальная премьера — спектакль «Рэнку», гастроли Балета Сан-Франциско и традиционный пятичасовой Нижинский-гала, на котором ярко блеснули представители русской школы. Те, что живут и работают в России, — Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина, и блестящие иммигранты — Анна Поликарпова, Иван Урбан, Анна Лаудере, Эдвин Ревазов и Мария Кочеткова.

Структура двухнедельного фестиваля, который традиционно венчает сезон с тех самых пор, как в театр пришел Ноймайер, остается неизменной. В следующем году труппа отметит сорокалетие, что для мэтра куда важнее собственных семидесяти, празднуемых всем балетным миром в 2012-м.

Балет «Лилиом» Ноймайер поставил специально для Алины Кожокару, румынской балерины, которая училась в Киеве, а танцует всю жизнь в Лондоне, в Королевском балете, а также для премьера Гамбургского балета Карстена Юнга — фактурного мачо, практически единственного немца в труппе. Сюжет позаимствован из пьесы венгерского писателя Ференца Мольнара, переработанной для популярного в 1940-е годы американского мюзикла «Карусель». Ноймайер усложнил свой балет темой Великой депрессии, перенеся место действия в Америку, в 30-е годы XX века. Новую музыку написал Мишель Легран, который подружился с Ноймайером во Франции, когда тот переносил в Парижскую оперу «Даму с камелиями». Музыка очень близка к той, что маэстро некогда создал для «Шербурских зонтиков» — грустная, томительная, слезливо-романтическая.

Сюжет, как всегда у Ноймайера, многослоен. Красавец атлет Лилиом работает в парке развлечений на карусели, сожительствует со знойной хозяйкой фрау Мускат (Анна Поликарпова) и заглядывается на молодых официанток. С одной из них — Жюли (Алина Кожокару) — завязываются серьезные отношения, и ради нее Лилиом уходит с работы и от бывшей любовницы. Как оказалось, неудачно — начинается Великая депрессия. Поиски заработка ни к чему не приводят, зло он срывает на Жюли. Буржуазный гамбургский зритель в недоумении смотрит, как доведенный до отчаяния пролетарий бьет беременную женщину. Подстрекаемый бродягой Фиксуром (выразительный Ллойд Риггинс) Лилиом идет на кражу — ворует сумочку в парке у фрау Мускат, и чтобы не попасть в руки полиции, закалывается. Жюли его оплакивает, и вскоре у нее рождается сын. Лилиом ждет на небе 16 лет, чтобы в день рождения сына спуститься на землю и встретиться с ним. Но сын отвергает его подарок — украденную на небе звездочку (в спектакле это фонарик), и Лилиом теряет последний шанс стать хорошим парнем. Только Жюли верна ему, несмотря ни на что. Она видит привязанный к лавочке шарик, и мечты уносят ее в прошлое — вся жизнь проходит у нее перед глазами, и она грустит, грустит о Лилиоме. Важный персонаж балета — мужчина в смокинге с охапкой воздушных шариков — медиум в мир мечтаний и грез. Ноймайер выводит здесь образ знаменитого американского клоуна Эммета Лео Келли. Для его соло Легран написал самые душещипательные ноты.

Поставить «Рэнку» Ноймайер доверил двум танцовщикам из своей труппы — Юке Ойси и Оркану Данну. Рэнку — это жанр японской поэзии, когда одно трехстишие сочиняет один поэт, а второе — другой, и так далее. Ноймайер давно хотел попробовать такой метод в хореографии, надеясь, что соавтором станет его близкий друг Морис Бежар. Но не случилось. В итоге идея ушла молодым. Танцовщики-хореографы обыгрывали разные музыкальные темы из шубертовской «Смерти и девушки» и опусов Альфреда Шнитке, с которым Ноймайера и Гамбургский балет связывали самые теплые отношения. Главная героиня — девушка (феерическая Сильвия Аццони), с которой на протяжении двух актов происходят необыкновенные вещи.

Главной гостьей Нижинский-гала стала в этом году Диана Вишнёва — она показала в Гамбурге балет «Диалоги», поставленный Ноймайером на нее и Тьяго Бордина. Москвичи видели его осенью, но тут он выглядел особенно гармонично, так как вписался в тему гала (все гала у Ноймайера тематические, сам Джон выходит перед каждым номером и рассказывает зрителям истории) — «Тайные дилогии». Вишнёва танцевала бесподобно. Лопаткина показала номер «Павлова и Чекетти» (Ноймайер подарил его Академии имени Вагановой 20 лет назад и лично репетировал с молоденькой Улей) и па-де-де из «Бриллиантов», вызвав десятиминутную овацию.

Это верно, что, выезжая за рубеж, начинаешь по-другому оценивать своих. Такой техники и чистоты линий, как у Лопаткиной, Вишнёвой, Кочетковой, Поликарповой (гамбургская прима вспомнила юность и вместе с мужем Иваном Урбаном исполнила номер «Кармен», поставленный Ноймайером на нее для конкурса «Майя» много лет назад), нет больше ни у кого.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть