Пройдусь по Пятой, сверну на 33-ю

30.08.2012

Алла КРАСИНСКАЯ

В августе 1824 года на карте Нью-Йорка появилась одна из его главных достопримечательностей — Пятая авеню. По количеству дорогих бутиков ее можно сравнить разве что с парижскими Елисейскими полями. Впрочем, славу Пятой авеню составили не только бутики.

(фото: ИТАР-ТАСС)

Начнем с того, что Пятая авеню, разделяющая остров Манхэттен на две части, служит точкой отсчета для прочих нью-йоркских улиц. Те из них, что находятся на востоке от нее, именуются восточными, те, что на западе — соответственно, западными. Нумерация домов возрастает от Пятой авеню. Что до нумерации улиц, то она растет с юга на север. Подобная схема позволяет с легкостью найти нужный перекресток.

По Пятой авеню никогда не ходили трамваи. Только комфортабельные автобусы компании Fifth Avenue Coach. Впрочем, в 1953-м отменили и их. Теперь движение в основном одностороннее. Изучать достопримечательности знаменитой авеню приходится либо на экскурсионном автобусе, либо на своих двоих.

Прогулка обещает быть увлекательной. Например, вы увидите дом Корнелиуса Вандербильта — когда-то самого богатого человека в мире, — построенный на углу с 51-й улицей. Это 58-комнатный дворец, возведенный архитектором Моррисом Хантом по образу и подобию французского Шато Блуа. Вслед за «хедлайнером» Вандербильтом богатые американцы стали возводить одно за другим роскошные здания в стиле французского, английского и итальянского ренессанса. Со временем они застроили всю Пятую авеню вплоть до Центрального парка.

На той же Пятой авеню, между Западными 33-й и 34-й улицами – небоскреб Эмпайр стейт билдинг. В начале прошлого века на его месте находился роскошный отель «Уолдорф-Астория», где обладатели миллионных состояний обсуждали сделки за стаканчиком виски, здесь же проводились знаменитые балы. В 1929 году по кирпичикам разобранная «Астория» переехала на Парк-авеню — миллионер Джон Рэскоб, промышленник Пьер Дюпон и бывший губернатор Альфред Смит решили, что прежнее место гостиницы идеально для строительства главного городского небоскреба. Над проектом 102-этажного гиганта работала архитектурная фирма Shreve, Lamb & Harmon, а строила его компания Starrett Brothers & Eken. Известняк и сталь, использованные в строительстве здания, к тому времени были уже хорошо освоены. Зато фасад, сделанный из сплава хрома, никеля и стали, стал настоящим ноу-хау. Монументальное фойе, впервые опробованное в Эмпайр стейт билдинг, трансформировалось в элемент, обязательный для каждого уважающего себя небоскреба. Строительство, на котором трудились 3400 рабочих, длилось больше года. После того как 11 сентября 2001 года были разрушены башни-близнецы Всемирного Торгового Центра, небоскреб вновь стал самым высоким зданием в городе.

По праздникам небоскреб сияет яркими огнями. У каждого торжества свой цвет: у Хэллоуина — оранжевый, у Дня Святого Валентина — красный, у Дня Святого Патрика — зеленый, у Дня Святого Кристофера — розовый. Ну а в день «домашней игры» нью-йоркской бейсбольной команды New York Yankees небоскреб переливается бело-голубым. Высотка-хамелеон — по совместительству еще и кинозвезда. Его очертания узнаются в фильмах «Кинг-Конг», «День независимости», «Не спящие в Сиэтле» и др.

Часто «снимается в кино» и расположенная на этой же улице Нью-Йоркская Публичная библиотека, построенная в 1911 году. Покой посетителей библиотеки охраняют знаменитые бронзовые львы — Леди Астор и Лорд Ленокс, названные так в память об ее основателях. Здесь, среди многомиллионного собрания, хранится и Библия, изданная шесть веков назад Иоганном Гутенбергом. Особенность библиотеки заключается в том, что она общедоступна — охранник на входе проверит вашу сумку, после чего вы, не предъявляя никаких документов, получаете полный доступ ко всем без исключения архивам.

Неподалеку от библиотеки расположился Рокфеллеровский центр, построенный в 30-е годы прошлого века. С центром связана довольно занятная история. В 1932 году семейство Рокфеллеров обратилось к мексиканскому художнику Диего Ривере с просьбой сделать роспись в одном из залов своего нового центра. Миллионеры не учли, что Ривера был коммунистом, а потому в своей фреске под названием «Человек на распутье», помимо прочих фигур, он изобразил и Ленина. Рокфеллеры были, мягко говоря, разочарованы. Они потребовали заменить лицо вождя мирового пролетариата на что-нибудь менее экстремальное. Ривера отказался. В результате фреску закрыли полотном, а затем на месте Ленина изобразили «политкорректного» Авраама Линкольна. Ну а Ривера, вдрызг разругавшись с Рокфеллерами и назвав их действия «культурным вандализмом», воссоздал свое творение в оперном театре Мехико. На этот раз он назвал его «Человек, управляющий Вселенной».

Напротив центра — беломраморный католический кафедральный собор Святого Патрика, построенный по образцу Кёльнского собора во второй половине XIX века, когда практически вся Америка была одноэтажной. Тогда собор стал самым высоким строением города. А сегодня, целиком отражаясь в темном стекле стоящего по соседству небоскреба Олимпик тауэр, возведенного на средства Аристотеля Онассиса, кажется маленьким и компактным.

Пристального внимания заслуживает и «музейная миля» Пятой авеню. Расположена она на уровне Центрального парка. В парке можно слегка передохнуть, чтобы вновь двинуться на штурм достопримечательностей. Побывать в Метрополитен-музее, перейти в Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, побывать в Музее Баррио и Музее Нью-Йорка, в Новой галерее, Международном Центре фотографии и прочих музеях числом одиннадцать.

Ну и, наконец, шопинг. На участке между 42-й и 47-й улицами расположены бутики абсолютно всех ведущих мировых брендов, многие из которых занимают помещения, сооруженные специально для них, а некоторые волей случая оказались в чужих зданиях. Например, в доме на углу 48-й улицы, где сегодня находится бутик Sephora, когда-то располагалось издательство Charles Scribner’s Sons, печатавшее классиков американской литературы. Здание Унивемага Генри Бенделя между 55-й и 56-й улицами, на третьем этаже которого сохранились витражи Рене Лалика 1912 года, было главным в США штабом Coty. Из храмов торговли особенно стоит отметить ювелирный Tiffany & Co (так и представляешь Одри Хепбёрн в фильме «Завтрак у Тиффани») и мультибрендовый десятиэтажный Saks Fifth Avenue, буквально начиненный всем самым модным и сохраняющий ореол магазина одежды 20-х годов прошлого века.

Кстати, Пятая авеню — место круглосуточных распродаж. Так что шопинг на самой дорогой улице мира может оказаться весьма выгодным. Главное — оказаться в нужное время в нужном месте.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть