Про Мастера и вождя

30.03.2012

София НЕЖИНА, Лондон

Михаил Булгаков — не редкий гость на лондонской театральной сцене и аудиторию собирает отнюдь не только русскоязычную. Сейчас в Лондоне параллельно идут два спектакля, связанных с его именем, один — по Булгакову, другой — о Булгакове.

«Мастер и Маргарита» Саймона Макберни и театра Complicite — проект масштабный и смелый.

Эта постановка — праздник современных технологий. Задник сцены превращается то в карту Москвы, то в фасад зданий. Одновременно что-то прое­цируется на пол сцены. Но в этой феерии звука, изображения и движения, к сожалению, теряется сам Булгаков.

Макберни признается, что работа шла тяжело. Но «ММ» — не первая встреча режиссера с Булгаковым: осенью 2010 года он поставил оперу Раскатова «Собачье сердце» для Лондонской национальной оперы.

«Меня давно интересовали отношения между наукой и искусством», — объясняет Макберни. Для него булгаковский текст и новейшие технологии гармонично уживаются. А что касается вечного, то «чувство вины Понтия Пилата сидит в глубине нашего сознания. Красота романа в том, что Пилата прощают. То есть это книга отчасти о сострадании. Для меня сегодня это очень острая тема».

Но сострадание остается поверхностным, двумерным. Ни Пилат, ни Иешуа (шокирующий степенью физического истощения) не вызывают жалости, как не вызывает ее и Мастер в больничной пижаме. Маргарита не увлечет за собой ни в рай, ни в ад. А «очаровательные негодяи» Коровьев и Азазелло не наделены ни каплей хоть какого-нибудь очарования.

Во втором акте сцена полета Маргариты захватывает дух, но даже это не спасает спектакль: форма навязчиво доминирует над содержанием.

Контрастом эпическому полотну «Мастера и Маргариты» — интимный, почти домашний спектакль Николаса Хитнера. На крохотной сцене — стол с пишущей машинкой, два стула, граммофон, кровать и шкаф. Это квартира Михаила и Елены Булгаковых в 1938 году. Квартира, которую они делят с профессором истории, бывшим землевладельцем и юным пролетарием. Пролетарий живет в булгаковском шкафу — его недавно подселили, не спрашивая хозяев (уплотнение!). Из того же шкафа регулярно появляется Сталин, чтобы сочинять за Булгакова пьесу о самом себе в молодости...

Сюрреалистичный на первый взгляд спектакль «Коллаборационисты» в Лондонском национальном театре смотрится легко и органично, хотя тему затрагивает не самую легкую. Спектакль основан на реальных событиях жизни Булгакова, когда осенью 1938 года он получил заказ написать пьесу к 60-летнему юбилею вождя. Отказаться от предложения было немыслимо, да и для самого Булгакова пьеса об «отце всех народов» могла обернуться надеждой, что начнут, наконец, печатать и ставить, что появятся деньги, и может быть, даже новая квартира. Так в 1939 году появился «Батум» — пьеса о Сталине, для Сталина и Сталиным же запрещенная к постановке.

Этот эпизод и вдохновил Джона Ходжа — известного киносценариста (фильмы «Пляж», «Неглубокая могила», «Жизнь хуже обычной» и «На игле») — на театральный дебют. По иронии, самому Ходжу в 2007 заказали сценарий о молодом Иосифе Джугашвили. Сценарий упрямо не получался. Тогда, изучая материалы для сценария, Ходж и узнал об истории с Булгаковым, и задался вопросом: каково это — писать и ненавидеть, восхищаться и бояться?

Для Ходжа Сталин «человек с тонким, но черным чувством юмора, внушающим веселье и страх одновременно. Человек с интересными взглядами на вещи, умеющий рационализировать то, что рационализации не поддается — голодающих крестьян, квоты на массовые расстрелы...»

Сталин Ходжа — очаровательный негодяй, буквально завораживающий в исполнении Саймона Расселла Била. Он играет с Булгаковым, как кошка с мышкой — отпускает только для того, чтобы со всего размаха снова накрыть лапой.

В пьесе Ходжа вождь и писатель практически меняются местами. Сталин сам пишет пьесу вместо вставшего в творческий тупик Булгакова. А тот в ответ подписывает важные государственный бумаги («Увеличить производство стали на 50%. ИС») и в ужасе наблюдает, как его благонамеренные директивы превращаются в реку террора. Потому и название спектакля Collaborators переводится и как «соавторы», и как «работающие на врага».

Премьера Collaborators состоялась осенью 2011 года. 1 декабря спектакль в прямом эфире транслировался в кинотеатры мира. Билеты на ближайшие показы распроданы, а с 30 апреля постановку переводят с малой сцены в зал на тысячу человек.

Успех спектакля — заслуга в равной степени тонкой пьесы Ходжа, виртуозного актерского состава и остроумной постановки художественного директора Национального театра Николаса Хитнера.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть