Полвека за 16 дней

28.09.2012

Ольга АРТЕМЬЕВА, Нью-Йорк

28 сентября в Линкольн-центре открывается ежегодный Нью-йоркский кинофестиваль, который продлится до 14 октября.

Наряду с фестивалем Трайбека, нью-йоркский смотр — одно из главных кинособытий города. Хотя масштаб, конечно, несоизмерим: Трайбеку придумал Роберт Де Ниро одиннадцать лет назад — сразу после событий 11 сентября. Нью-йоркский кинофестиваль открылся в 1963 году «Ангелом-истребителем» Луиса Бунюэля и отмечает в этом году 50-летний юбилей. Еще одно существенное отличие — на Нью-йоркском фестивале нет конкурса, что позволяет не зажимать себя рамками, а просто показывать фильмы.

Нынешний фестиваль откроется «Жизнью Пи» Энга Ли — поклонники одноименного бестселлера Янна Мартела уже не первый месяц грызут ногти от беспокойства. Можно лишь догадываться, чем обернется история злоключений мальчика и тигра в открытом море в руках режиссера, в лучшем фильме которого кучка фрустрированных представителей среднего класса выясняла отношения в заснеженном Коннектикуте.

В основной программе по традиции значатся фестивальные «гиганты» — посмотреть их имели возможность лишь счастливчики, в нужный момент оказавшиеся в Канне, Венеции или Берлине. Это, среди прочих, — «Любовь» Михаэля Ханеке, «За холмами» Кристиана Мунджиу, «Цезарь должен умереть» братьев Тавиани, «Holy motors» Лео Каракса, «Как влюбленный» Аббаса Киаростами, «Ночь напротив» Рауля Руиса, «Страсть» Брайана Де Пальмы. Отдельной строкой — не пользовавшийся популярностью в Канне «Газетчик» Ли Дэниелса с Николь Кидман в главной роли, которая прибудет на фестиваль представить картину.

Также из ожидаемого — «Не исчезай», ностальгическая драма от создателя «Семьи Сопрано» Дэвида Чейза — с участием Джеймса Гандольфини, сыгравшего того самого Тони Сопрано. Кроме того — «Гайд Парк на Гудзоне» Роджера Мишелла с не часто нынче снимающимся Биллом Мюрреем. Фильм уже был показан на нескольких североамериканских фестивалях, но в ограниченный прокат в США выйдет лишь в декабре.

Нью-йоркский кинофестиваль славится своей ретроспективной программой, где демонстрируются реставрированные копии классических лент. В списке, помимо «раскрученных» «Сатирикона» Феллини и «Лоуренса Аравийского» Лина, присутствуют более редкие картины — «Садовый король» Боба Рейфелсона, «Старые чешские повести» Иржи Трнки, «Врата рая» Майкла Чимино. Список, разумеется, не полный.

В этом году будет на одну ретроспективу больше — в честь пятидесятилетия фестиваля покажут пятьдесят фильмов из программы былых лет, по одной на каждый год смотра. Начинается ретроспектива Бунюэлем, а затем невероятным образом скомбинирует фильмы Карлоса Сауры, Эрика Ромера, Кена Лоуча, Глеба Панфилова, Вернера Херцога, Эррола Морриса, Джонатана Демме, Ежи Сколимовского, Джеки Чана, Чжана Имоу, Майка Ли, Ларса фон Триера и многих других.

У Нью-йоркского фестиваля есть и грустный повод оглянуться на прошедшие годы — киносмотр станет последним для его директора Ричарда Пеньи, пробывшего на этом посту 25 лет. Решение уйти в отставку было встречено без энтузиазма поклонниками фестиваля — у Пеньи репутация заслуженного киномана, преданного любимому виду искусства. Кстати, магия синематографа когда-то открылась ему во время просмотра фильма Эриха фон Штрогейма — как раз в рамках одного из первых фестивалей. Своеобразной рифмой к прощанию с любимым директором должен стать фильм закрытия — драма Роберта Земекиса «Экипаж», где герой Дензела Вашингтона, ветеран летного дела, вынужден доказывать свою профессиональную состоятельность.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть