Победоносный эксгибиционизм

25.11.2012

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

21 ноября в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду открылась выставка Сальвадора Дали.

В крупнейшей за последние десятилетия ретроспективе художника фигурируют около 200 работ — картин, скульптур, рисунков, коллажей, а также фотографии, инсталляции, отрывки из фильмов и телепередач.

Дали представлен во всех ипостасях. Прежде всего, конечно, — хрестоматийными картинами, привезенными из разных музеев мира. Это «Великий мастурбатор», «Загадка Вильгельма Телля», «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», «Постоянство памяти», «Призрак сексапила», «Метаморфоза Нарцисса» и другие.

«Сюрреализм — это я», — напомнил с полным на то основанием маэстро коллегам, которые решили изгнать его из своих рядов за близость к франкизму. Если бы не Дали, едва ли сюрреализм и поныне пользовался такой популярностью. Свой творческий метод он окрестил «критической паранойей», а один из арт-критиков назвал его концепцию «победоносным эксгибиционизмом».

Судьбоносной для Дали явилась встреча в 1929 году с Галой (Еленой Дьяконовой), которая в тот момент была женой поэта Поля Элюара и любовницей сюрреалиста Макса Эрнста. Согласно легенде, именно она и лишила девственности 25-летнего живописца, склонного к однополой любви. Гала была музой, моделью, феей. «Мой гений, моя победоносная богиня Гала Градива, моя Елена Троянская» — Дали увековечил подругу во множестве работ, в том числе и эротических, прощал ей измены, а после ее кончины, свидетельствует писатель Мишель Деон, впал в депрессию и потерял интерес и к жизни, и к творчеству.

Если Гала оставалась музой-наперсницей, то своими кумирами Дали называл Леонардо, Вермеера, Веласкеса. Единственного соперника на живописном поле брани он видел в Пикассо. Дали сопровождал Пабло и в походах по борделям, но сам во время таких визитов оставался зрителем.

Гений маркетинга и самопиара, он блистательно выступал в роли шута, эпатажника, провокатора, манипулировал СМИ и установил таксу на интервью в размере 15 тысяч долларов. Телевидение в его глазах было инструментом «массовой кретинизации», однако он обожал участвовать в телеиграх.

Скупость Дали стала притчей во языцех. Глава сюрреалистов Андре Бретон составил из его имени и фамилии анаграмму avida dollars — «жадный до долларов». Эта анаграмма чрезвычайно забавляла Дали, который с восторгом повторял: «Я действительно люблю доллары!»

Помимо сюрреалистических метаморфоз, Дали первым придумал модные ныне перформансы, хэппенинги и инсталляции. В Центре Помпиду на нескольких экранах показывают легендарные перформансы мэтра: вот он сбрасывает в море рояль с пианистом, а вот вылупляется вместе с Гала из огромного яйца...

Дали изыскивал новые пути «самовыражения». Под его началом танцовщицы фламенко «написали» картину ногами. Едва ли не первым он занялся боди-артом, использовав, в частности, для своих живописных экзерсисов тело знаменитой фотомодели Верушки фон Лендорф, дочери одного из участников антигитлеровского заговора в годы войны. Из семи обнаженных живых натурщиц он соорудил инсталляцию «Смерть в наслаждении».

Помимо живописного таланта, Дали обладал несомненным даром слова. В своих книгах он набрасывал портреты политиков, в том числе и советских: «Маленков физиономией, телосложением и характером похож на ластик»...

Выставка Сальвадора Дали, которая прошла в 1979-1980 годах в том же Центре Помпиду, держит мировой рекорд по посещаемости: ее посмотрели около 900 тысяч человек. Организаторы новой экспозиции — а она продлится до 25 марта 2013 года, рассчитывают превзойти этот рекорд.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть