Платье от Сезанна

18.11.2012

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

В Музее Орсе проходит выставка «Импрессионизм и мода» — главный хит парижского художественного сезона. Вместе с полотнами Моне, Мане, Дега, Ренуара, Кайботта, Берты Моризо, Сезанна и других, Орсе демонстрирует женские и мужские наряды, добытые в музеях моды.

Сценографом «Импрессионизма и моды» выступил канадский оперный режиссер Роберт Карсен. Экспозиция нарочито театральна — два из шести залов оформлены наподобие подиума. В центре — огромные полотна, отражающиеся в зеркалах.

«Импрессионисты обожали одевать женщин, — рассказывает директор Музея Орсе Ги Кожеваль. — Это направление в искусстве и высокая мода появились примерно в одно и то же время. Именно тогда стали выходить первые журналы мод, с которыми сотрудничали знаменитые литераторы. Они понимали, что моде предстоит внести вклад в культуру».

В конце XIX столетия Париж в одночасье превратился в мировую столицу haute couture. Одних только кружевниц во Франции насчитывалось около 300 тысяч. Дамы меняли туалеты по 6-8 раз за день. Самым востребованным цветом уже тогда был черный. Современники свидетельствуют — ни аристократки, ни куртизанки не надевали одно и то же платье дважды. Случись такое, они сочли бы себя обесчещенными. Дамы полусвета, как водится, выглядели шикарнее аристократок. «Парижанка не просто модно одета, — восторгался литератор-романтик Арсен Гуссе, — она олицетворяет собой моду».

«Показаться во всей красе — вот доминирующая страсть французов», — иронизировала русская красавица Варвара Римская-Корсакова, которую цитируют в каталоге выставки. Тетка великого композитора блистала при дворе Наполеона III. Правда, однажды Варваре Дмитриевне пришлось покинуть императорский костюмированный бал — она пришла туда в прозрачном туалете, надетом на голое тело. Портрет Римской-Корсаковой кисти немца Винтерхальтера в число экспонатов, к сожалению, не попал — художник не был импрессионистом. Зато принадлежащее его кисти изображение «Татарской Венеры», как называли в Париже Римскую-Корсакову, украшает постоянную экспозицию самого Музея Орсе.

Вокруг знаменитой картины «Нана» Эдуарда Мане, на которой запечатлена кокотка в дезабилье, собраны экспонаты, посвященные корсажу, игравшему особую роль в женском гардеробе до изобретения бюстгальтера. Оригинально подана картина Анри Жерве «Ролла», в свое время изгнанная из Салона «за непристойность». На полотне изображена обнаженная девушка, только что вкусившая радости любви, и молодой человек, который взирает на нее, стоя у окна. Прямо под картиной Жерве в витрине разложены предметы женского туалета, что сняла с себя прелестница, — нижние юбки, корсаж, чулки и прочее.

Апофеоз «Импрессионизма и моды» — последний зал, названный «Радости пленэра». На картинах изображены прогулки на природе, куда дамы надевали самые изысканные платья. Роберт Карсен покрыл пол искусственным газоном, расставил зеленые скамейки и оживил атмосферу пением птиц. За что был дружно обруган парижскими арт-критиками.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть