Пикассо стал гастарбайтером

23.03.2012

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

В течение четырех лет собрание картин из парижского Музея Пабло Пикассо путешествует по всему свету. Турне с участием 150 работ великого испанца началось с Мадрида, а затем продолжилось в Абу-Даби, Токио, Брисбене, Хельсинки, Москве, Петербурге, Сиэтле, Ричмонде, Сан-Франциско, Сиднее. Впереди — Торонто и Милан.

Одновременно в пути находится другая выставка Пикассо из того же музея, насчитывающая 60 полотен. Она гастролирует по Азии, главным образом по китайским городам — от Шанхая до Гонконга. Обе экспозиции встретятся в Сингапуре, а потом вернутся в Париж, где в июне 2013 года после многолетней реставрации вновь откроется Музей Пикассо, расположенный в старинном особняке Сале.

«Музей Пикассо располагает крупнейшей в мире коллекцией его работ, — отмечает его директор Анна Балдасcари. — Это не только картины, но и скульптуры, керамика, рисунки, гравюры, коллажи. И когда наш музей закрылся на реконструкцию, мы не могли на несколько лет отправить в хранилища 5000 экспонатов. Поэтому возникла идея создать новый культурный проект».

Помимо просветительских целей проект преследовал и сугубо прагматические задачи. «Аренда» шедевров должна принести средства, которые частично покрывали бы расходы на реставрацию музея. За каждую экспозицию выставлялся счет — от 1 до 3,5 млн евро, не считая страховки, транспортировки и охраны. Несмотря на такие высокие затраты, выставки, считают французы, приносили доходы музеям-устроителям.

Правда, кругосветное путешествие Пикассо пришлось прервать на целых девять месяцев в 2009 году, когда грянулэкономический кризис. Музеи не могли больше финансировать выставки. Однако затем кризис потерял остроту. Кроме того, сторонники арт-терапии утверждают: Пикассо помогает, с психологической точки зрения, преодолевать его последствия.

Для каждой страны Музей Пикассо предлагал свою концепцию экспозиции с учетом местной специфики. Так, в Москве и Петербурге особое внимание уделили участию Пикассо в дягилевской антрепризе «Русские сезоны».

Вопросами безопасности занимается полицейский офицер Ги Тюбьяна. «Пикассо — это художник, чьи произведения воруют чаще всего», — говорит он. Поэтому перед каждой выставкой Ги проводит инспекцию музейных помещений и предъявляет свои требования: размещение камер наблюдения, установку решеток на окна и даже — в большом американском музее — присутствие вооруженных полицейских у запасного выхода из музея.

В Китае, рассказывает газета «Фигаро», экспозицию из одного города в другой перевозят на восьми специально оборудованных трейлерах в сопровождении вооруженной охраны и сотрудников Музея Пикассо. Грузовики имеют право останавливаться только в строго определенных местах. В каждой машине не должно находиться полотен на сумму, превышающую 150 млн евро. Таково требование страховых компаний, которые стремятся свести риск до минимума.

Пока неизвестно, сколько заработает Пикассо для реставрации музея. По всей видимости, не меньше парижского Орсе, реконструкция которого обошлась примерно в 20 млн евро. Этот музей в поисках финансирования сформировал две выставки — «Рождение импрессионизма» и «Постимпрессионизм». За несколько лет они объехали несколько стран и принесли в кассу 12,7 млн евро. Помогли и меценаты. Обновленный Музей Орсе, расширивший свои помещения, открылся в октябре прошлого года.

Свои шедевры сдает «напрокат» даже Лувр. Несколько лет назад он предоставил на несколько месяцев музею американского города Атланта 185 шедевров Рафаэля, Рембрандта, Пуссена, Фрагонара, Буше, Шардена и других художников. В обмен главный французский музей получил 13 млн евро от «Американской ассоциации друзей Лувра». К сожалению, после таких затяжных турне картины часто нуждаются в реставрации.

Тому же Лувру удалась беспрецедентная коммерческая сделка. Один миллиард евро заплатил эмират Абу-Даби за право использовать слово «Лувр» в названии собственного музея на протяжении трех десятилетий. Кроме того, главный французский музей предоставит около 300 произведений искусства для временных экспозиций Абу-Даби. «Лувр — Абу-Даби» строят по проекту известного французского архитектора Жана Нувеля. Скорее всего, он откроется в 2015 году.

В свое время соглашение между Лувром и Абу-Даби спровоцировало протесты во Франции. Пять тысяч музейных работников и деятелей культуры направили властям петицию «Музеи не продаются». Они возмущались «коммерциализацией» музейного дела.

Однако музеям всегда не хватает средств ни на реставрацию, ни на закупку новых шедевров. Поэтому они должны уметь зарабатывать. Директор Лувра Анри Луаретт напоминает, что в его постоянной экспозиции представлены всего 35 тысяч произведений искусства — лишь десятая часть всей коллекции. Почему бы не отправить запасники мир посмотреть, себя показать?

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть