Мэттью Лентон: «Кому важны слова — пусть купит газету»

03.11.2012

Валерия КУДРЯВЦЕВА

Молод, горяч, верит в себя и свое искусство. Мэттью Лентон — один из самых известных сегодня шотландских режиссеров, основатель успешной театральной компании Vanishing Point. На фестивале «Сезон Станиславского» в Москве Лентон представил спектакль «Там внутри» по одноименной пьесе Мориса Метерлинка.

В большом стеклянном аквариуме расположилась уютная комната. Хозяин дома Питер Келли принимает дорогих сердцу гостей. В конце декабря — в самую длинную ночь года — друзья всегда собираются вместе, пьют вино, шутят, флиртуют, танцуют и радуются жизни. За все время действия зритель не услышит ни слова — персонажи только беззвучно открывают рты. Немое существование потребовало от актеров мобилизации всех навыков.

Там внутри — уют и покой, снаружи — мороз, ледяной ветер и белые медведи. И пока внутри бьется пульс жизни, кто-то, не видимый снаружи, — из холодной ночи — наблюдает. Таинственный кто-то сначала ангельским голосом пересказывает зрителю тайные мысли и чувства героев, их мечты и неловкости. Толстая смешная Энн жалеет, что нацепила красивое, но тесное белье. Пол ревнует возлюбленную Аврору к новому гостю Дамиру, вспоминает утренний секс. Руби сердится на Давида, ведь тот не хочет с ней танцевать, а Давид в это время отстраненно размышляет, что бы интересного придумать на лето.

Наблюдения за человеческой природой полны доброго юмора. Голос же постепенно материализуется в девушку, которая ближе к концу сообщит о дате и обстоятельствах смерти каждого — там, внутри. То, что она не из мира живых, — очевидно. Но то, что девушка — дочь хозяина дома, утонувшая в реке, можно узнать, лишь прочитав пьесу Метерлинка. Кстати, читали ее даже не все актеры. Метерлинк для Лентона — только вдохновение, отправная точка для разговора о хрупкости жизни и смерти, которая всегда рядом. Все это — со светлой улыбкой, с послевкусием хорошей притчи.

культура: Почему, вдохновившись Метерлинком, Вы так резко поменяли время года на зиму? Пятнадцатиградусный мороз добавляет ощущений и смысла?

Лентон: Кто-то из философов говорил: жизнь — это полет воробья через комнату, когда мы с друзьями сидим в ней зимой. Птичка влетает в дверь и вылетает в окно. Пока летит через комнату, она недоступна для холодных злых ветров. Но как только покидает ее, возвращается туда, откуда появилась: в зиму, в небытие, в смерть.

В нашем спектакле мы стараемся дать почувствовать этот самый момент — когда птичка летит через комнату. А мы сидим с друзьями, наслаждаемся жизнью и крошечными радостями, страстями, страхами.

Когда мы работали над спектаклем, черпали вдохновение в историях о Шпицбергене — архипелаге на самом севере Норвегии. Там есть места, где темно шесть месяцев в году. Один из жителей рассказывал мне, что пережить такие зимы могут только люди, у которых есть друзья. Если этого нет, они либо сходят с ума, или их съедают полярные медведи. Нас это вдохновило — в той же мере, что и Метерлинк. Поэтому, наверное, так холодно в спектакле.

культура: Местом действия, стало быть, можно предположить Шпицберген?

Лентон: В моем воображении — можно. Это история про сегодняшнюю жизнь. Мы живем в сложное время, и лучшее, что у нас есть — это близкие и друзья.

культура: Союз критиков Шотландии отметил «Там внутри» как «лучший спектакль», «лучшую режиссерскую работу», «лучший актерский ансамбль». А что для Вас в нем самое ценное?

Лентон: Самая большая удача — сделать что-то на сто процентов оригинальное. «Там внутри» — не важно, нравится — это кому-то или нет, но это абсолютно оригинально. И уникально. Это для меня дороже всего.

культура: Зачем Вам тогда вообще понадобился Метерлинк? Ну, вдохновились его идеями, так напишите что-то свое.

Лентон: Так и сделали. Вдохнули идеи Метерлинка и выдохнули свои. Для меня из оригинала важны два момента: вуайеризм — то, что кто-то снаружи наблюдает за кем-то внутри и знает то, чего не знают те люди. А еще, что герои себе не принадлежат — не могут полностью распоряжаться своей жизнью. Есть силы более могущественные, а именно — природа.

культура: В России принято несколько поэтических определений театра: театр-дом, театр-храм… Что такое театр для Вас?

Лентон: То место, где люди собираются и делятся историями. Живыми, а не теми, что записаны на пленку. В этом огромная разница с кино. Очень важно живое общение. Смогу ли я разбудить зрительское воображение? Я бы не хотел, чтобы люди воспринимали прямо слова, которые говорят актеры. Если кому-то важны слова, пусть купит газету. Хочется, чтобы зрители научились думать и мечтать.

культура: Кто придумал Вашему театру название Vanishing Point, и какой в нем смысл?

Лентон: Кто придумал, точно не помню. Но мне нравится в этом названии, что оно обозначает точку вдалеке, где сходятся параллельные линии. Ты можешь двигаться к ней, но никогда не можешь достичь. Это отражает любой творческий процесс.

культура: Вы стали первым шотландским режиссером, которого позвали в Ecole des Maitres — европейскую театральную лабораторию. В ней работали Ежи Гротовский, Петер Штайн, Эймунтас Някрошюс и Ян Фабр. Что это был за опыт?

Лентон: Я работал с молодыми актерами из четырех стран: Португалии, Франции, Бельгии, Италии. Мы провели шесть недель, играя идеями, наблюдая, как они отзываются в людях разных культур и языков. Задача выдать какой-то результат не стояла. Я познакомился с интересными актерами. Одна девушка из Португалии теперь играет Титанию в моем «Сне в летнюю ночь». Хотя Шекспир писал о лете, в спектакле с самого начала идет снег. Пока Титания и Оберон ссорятся, они существуют в мире, где постоянно холодно. Постепенно на сцене вырастают сугробы. В момент, когда супруги мирятся и целуются, снег тает, сцена становится зеленой, появляются цветы. Наступает лето. Для меня это история о перерождении и гармонии с природой. Почти все спектакли, которые я поставил в последние два-три года, о природе — злой, разрушительной, жестокой. «Сон в летнюю ночь» — спектакль-возвращение к прекрасной природе, доброй и щедрой.

культура: Почему такие виражи?

Лентон: Несколько лет назад у нас с женой появилась дочка — Люси. Родилась с очень редким синдромом. Она никогда не заговорит, не будет ходить. Это было тяжелое время для семьи, и, конечно, отразилось на работе. Мы все ожидаем, что наша жизнь будет прекрасной — хороший дом, счастливая семья, милые дети. Но природа иногда распоряжается по-другому, у нее свой план. После рождения Люси я воспринимал природу как разрушительную силу. Вместо садов, полных цветов и деревьев, представлял, что происходит под землей. Как все эти семена и корни воюют между собой за право жить, убивают друг друга за шанс пробиться к солнцу. «Сон в летнюю ночь» — это восстановление моих отношений с природой. Благодаря Шекспиру я понял, что она хаотична и не поддается контролю. Но люди, вопреки этому, должны научиться жить в гармонии с ней. Теперь мы с женой потихоньку становимся другими родителями, учимся мириться и жить с проблемами Люси. Вот о чем мой «Сон в летнюю ночь».

культура: Выходит, Ваш театр — очень личный, интимный?

Лентон: Да. Я не из тех, кто ставит разные интересные пьесы — одну за другой. Должно быть то, что меня трогает и глубоко волнует.

культура: В России не так много знают про театр в Шотландии. Можете выделить популярные сегодня тенденции, темы?

Лентон: Шотландский театр имеет авторитет в королевстве. Сегодня многие ведущие драматурги — шотландцы, новое поколение — около сорока. Шотландия хоть и маленькая, но очень энергичная страна, культура которой полна жизни. Она куда больше открыта миру и восприимчива ко всему новому, чем Англия. Я англичанин, но живу в Шотландии. Мне кажется, что англичане часто не видят дальше своего носа — то есть Лондона. Мечта, величайший успех — представить спектакль в столице. Но ведь Лондон — это не весь мир.

культура: У Вас есть мечта, связанная с театром?

Лентон: На этой неделе я хочу, чтобы у нас не барахлила видеопроекция.

культура: А на других неделях?

Лентон: Очень простая мечта — никогда не поворачивать назад. Всегда двигаться только вперед. Работать в разных местах, с разными людьми, развивать наши идеи. Когда я почувствую, что мы толчем воду в ступе, все закончится.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть