Мастера беспредела

09.09.2012

Светлана ХОХРЯКОВА, Венеция

8 сентября на итальянском острове Лидо завершится 69-й Венецианский кинофестиваль.

В лидерах — картина Ульриха Зайдля «Рай. Вера», вызвавшая скандал, без которого обходится редкий фестиваль. Это вторая часть трилогии, стартовавшей фильмом «Рай. Любовь». Новый фильм Зайдля вызвал резкую критику со стороны одной из католических ассоциаций из-за сексуальной сцены с использованием распятия. Он, по мнению адвоката Пьетро Гверини, подавшего в прокуратуру иск против режиссера, продюсеров, исполнительницы главной роли Марии Хофштеттер и руководства фестиваля, включившего этот откровенный фильм в конкурсную программу, нарушает статьи Уголовного кодекса Италии.

Комментарии в таких случаях не даются, делается официальное заявление, но его со стороны администрации фестиваля пока не последовало. Можно лишь опираться на высказывания самого Ульриха Зайдля о том, что он всегда показывает то, во что люди не хотят верить, несмотря на очевидные факты. Цели добить зрителя у него не было. Героиня картины набожна, каждый вечер она занимается самоистязанием перед распятием.

Вспыхнувший в Венеции скандал вряд ли найдет продолжение. Опыт показывает, что фестивали «своих» не сдают, руководствуясь прежде всего художественными критериями. Сколько раз уже возникали проблемы на религиозной и этнической почве: Турция требовала запретить показ «Арарата» канадского режиссера армянского происхождения Атома Эгояна, израильтяне конфликтовали с палестинцами по поводу очередного фильма, неверно трактующего тот или иной факт общей истории, алжирцы выступали против ошибочного отражения событий прошлого во французской картине. Но фестивали просмотров не отменяли, фильмы из конкурса не изымали.

Одна из самых радикальных и жестоких картин основного конкурса — «Пьета» южнокорейского режиссера Ким Ки Дука. В буклете есть фотография: немолодая героиня в облаке покрывала держит на руках тело мертвого парня. Того самого, что воплощает на экране все зло мира. Он калечит людей с помощью токарного станка. На злодейском жизненном пути героя появится маленькая женщина со следами былой красоты и объявит, что она его мать, бросившая дитя после рождения. По жестокости с «Пьетой» можно сравнить разве что «Беспредел-2» Такеси Китано.

Самые ожидаемые фильмы основного конкурса — «Мастер» Пола Томаса Андерсона и «К восхищению» Терренса Малика. Последний не приехал в Венецию. О причинах отсутствия можно лишь догадываться. «Мастер» рассказывает о секте сайентологов и ее харизматичном лидере в исполнении Филипа Сеймура Хоффмана, который оказывает сильнейшее влияние на людей и изгоняет из них демонов. Интересно, что картину посмотрел видный представитель сайентологов Том Круз и отнесся к ней вполне лояльно. Он недавно развелся именно по причине подобных пристрастий. И если «Мастер» произвел мощное впечатление, то Малика обругали за его очередное высказывание на тему личного апокалипсиса среднестатистического человека. На главную роль Малик пригласил Ольгу Куриленко, известную как девушка Бонда. Снял ее на удивление красиво, хотя использовал, как статистку. Этой же участи не избежал и Бен Аффлек.

Вдова чилийского классика Рауля Руиса Валерия Сармьенто реализовала замысел мужа и сняла фильм «Линии Веллингтона» по оставленным им материалам. Это добротное историческое полотно повествует о том, как Португалия встретила наполеоновскую армию. Сделано все культурно, но, увы, не талантливо. У Руиса могло получиться совсем другое кино. Генерала Веллингтона эксцентрично сыграл Джон Малкович. Компанию ему составили Мишель Пикколи, Катрин Денев и Изабель Юппер.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть