Ленин в Базеле

28.10.2012

Евгения КРИВИЦКАЯ

Старинный зал Городского казино Базеля взорвали революционные возгласы: «Октябрь, Коммуна и Ленин». Так под звуки хорового финала симфонии № 2 Шостаковича открылся X Международный фестиваль «Culturescapes».

Впервые фестиваль, обычно освещающий в целом культуру той или иной страны, сосредоточился на отдельном городе. Выбор именно Москвы кажется, впрочем, очевидным, поскольку российская столица по количеству, а главное, по качеству арт-событий, действительно, может соперничать с любой метрополией. Фестиваль задуман не просто как демонстрация достижений в духе всемирных выставок, но как обмен мнениями. Директор «Culturescapes» Юрриаан Кооиман подчеркивает: «Наша деятельность заключается в координации русских и швейцарских артистов. Поэтому главный акцент сделан на совместные проекты: выступление Базельской симфониетты и альтиста Юрия Башмета, швейцарского квартета имени Бетховена и пианиста Алексея Любимова».

Концерт-открытие в Базеле был посвящен… 1927 году, десятилетию Октябрьской революции. Музейная подборка из сочинений первых русских композиторов-авангардистов включила скрежещущий «Завод» Александра Мосолова, рисующий космические дали «Телескоп II» Леонида Половинкина. Их с азартом и напором сыграли музыканты Базельской симфониетты под управлением Филиппа Баха. За символистов отвечал в программе Артур Лурье, комиссар Наркомпроса: его вокальный цикл на стихи Блока исполнил Студенческий хор Российской академии музыки имени Гнесиных. Не обошлось и без агитпропа — «Комсомолии» Алексея Животова, начинавшего в те годы как конструктивист. Но главным «блюдом» стала Симфония № 2 Шостаковича, имеющая посвящение «Октябрю» и созданная в том приснопамятном 1927 году. Играют ее редко, оценивая как конъюнктурный опус, но в данном окружении сочинение неожиданно заиграло новыми красками.

Город Арнольда Бёклина и Фридриха Ницше, Базель предлагает участникам швейцарской части фестиваля много художественных впечатлений. Любители старинных церквей могут посетить готический Кафедральный собор, где находится захоронение еще одного знаменитого жителя города, философа Эразма Роттердамского. Кстати, орган из базельского собора теперь прописался в России: община подарила инструмент Римско-католическому собору в Москве — еще одно подтверждение неслучайного пересечения культурных ландшафтов.

В Базеле удивительным образом сочетаются бережное отношение к древнему наследию, прежде всего к архитектурному облику зданий, и открытость современному искусству. Уже более 30 лет ежегодно проводится грандиозная выставка-ярмарка Арт-Базель, куда съезжаются ведущие галеристы со всего мира. Местные художественные музеи представляют великолепные коллекции живописи XX века. Kunstmuseum славится кубистами. Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис, собранные вместе, ошеломляют буйством фантазии и сплетением геометрических фигур. Моне и Сезанн соседствуют с дадаистами и сюрреалистами, Питом Мондрианом и Сальвадором Дали; также нашлось место в экспозиции отцу поп-арта Фернану Леже. Впрочем, этажом ниже столь же комфортно чувствуют себя работы художников династии Гольбейн, Лукаса Кранаха, Рембрандта. Нельзя не отметить обширные выставочные пространства музея: картины не теснятся, подавляя друг друга, но щеголяют самодостаточностью.

В знаменитом базельском Фонде супругов Баейелер в эти осенние дни открылась роскошная выставка работ Эдгара Дега позднего периода. К собственной представительной коллекции организаторы добавили картины из галерей Лозанны, Цюриха, а также США, Канады. Работы Дега 1880-х — это монохромные пастели, сильно отличающиеся по сумрачному колориту от красочных «Голубых танцовщиц» или «Семейства Беллели». Многочисленные причесывающиеся после ванны женщины в причудливых и даже рискованных позах, похожие, по словам самого Дега, «на зверьков, вылизывающих шкурку», нескончаемая вереница танцовщиц — казалось, Дега просто «пёк» эти картины, повторяя сюжеты, позы, ракурсы. А может, пытался запечатлеть нечто неуловимое, воспеть саму жизнь?

Устав от художественных впечатлений, стоит просто побродить по Базелю: вкусить швейцарских сыров на Рыночной площади, что возле яркой красной Ратуши, полюбоваться ландшафтом берегов Рейна или просто войти в трамвай — главный транспорт в Базеле, — и мирно укатить в соседнюю Францию.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть