Иэн Маккеллен: «Какое счастье, что я не гном!»

14.12.2012

Заира ОЗОВА, Лондон

В преддверии выхода первой части новой трилогии Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие» мы встретились с выдающимся британским актером, сэром Иэном Маккелленом. Главный Гэндальф всея Средиземья рассказал, как он выбирает роли, чем хороша Новая Зеландия и чем отличается Бильбо от Фродо.

культура: То, что «Хоббит» из дилогии превратился в трилогию, лично для Вас подразумевает больше работы?

Маккеллен: Не особо — всего лишь две недели дополнительного съемочного периода в мае 2013-го. Вообще, известие о том, что мы делаем трилогию, едва не спровоцировало у меня сердечный приступ. Не потому, что больше не хотел играть Гэндальфа, хотя, будем честны, я ему посвятил достаточно времени — на всю жизнь хватит. Просто подумалось: «Боже, что же они собираются делать с несчастной книгой, чтобы растянуть ее на три фильма?» Но, как ни странно, дилогия превратилась в трилогию именно потому, что материала оказалось достаточно. Так почему бы не использовать такую возможность? И создателям — больше денег, и зрителям — радости. Кстати, я бы совсем не удивился, если бы выяснилось, что Питер Джексон с самого начала задумывал трилогию.

культура: Чтобы сниматься в «Хоббите», Вам пришлось вернуться в Новую Зеландию на целых полтора года. Не надоела еще эта страна?

Маккеллен: Единственный недостаток Новой Зеландии — она очень далеко от Великобритании. Мне было бы куда приятнее, если бы до нее было рукой подать. В Новой Зеландии очень сильно британское влияние, с другой стороны, там много туземного и самобытного. Кроме того, если говорить обобщенно, у новозеландцев другое отношение к работе и карьере. Мы ставим во главу угла амбиции и стараемся во что бы то ни стало преуспеть. Для новозеландцев же успех — не самоцель. Они стремятся получать удовольствие от самого процесса. Спросите у любого из съемочной группы «Хоббита», что они делают в свободное от работы время, и они ответят: «Рыбачим!» Они там все рыбачат как угорелые. Думаю, чтобы понять новозеландцев по-настоящему, надо как следует проникнуться рыбалкой.

культура: Расскажите, как Вы вообще выбираете роли?

Маккеллен: Для начала задаю себе вопрос, хочу ли я сам увидеть этот фильм. Если да, то смогу ли сыграть роль? Будет ли трудно ее исполнить? Потому что самое интересное в работе актера — трудности. Похожа ли эта роль на что-либо, что я играл до этого? Если хоть на один из этих вопросов ответ отрицательный, то, скорее всего, от роли откажусь. Ну, а дальше идут второстепенные вопросы: кто режиссер, какие актеры станут моими партнерами, где будут проходить съемки, как много времени займет подготовка к фильму, наконец, сколько мне заплатят. Если все это суммировать, получится, что от роли Гэндальфа я просто не имел права отказываться.

культура: Признайтесь, часто пристают дети со словами: «Да Вы же Гэндальф!»?

Маккеллен: Дети мудрее, чем кажется, они обычно подходят и вежливо спрашивают: «А это не Вы, случайно, играете Гэндальфа?» То есть они не думают, что я и есть мой персонаж, у них выдумка не замещает реальность. Другое дело, что иногда взрослые просят у меня автограф для своих детей и говорят: «Напишите, пожалуйста, Мартину от Гэндальфа». Я спрашиваю: «И как же вы объясните Мартину, что герой из книги и фильма существует на самом деле?» Люди такие странные...

культура: Несмотря на Вашу блистательную карьеру и множество ролей — как на экране, так и на сцене, люди воспринимают Вас именно как Гэндальфа?

Маккеллен: Да нет, не думаю. Обычно я не ношу бороды, не размахиваю посохом и не надеваю балахоны — так какой же из меня Гэндальф? Удивительное дело, ко мне почему-то принято относиться с уважением, я это часто замечаю в людях. И уважение не позволяет им приходить к заключению, что Гэндальф — моя главная роль за всю карьеру. Мне это страшно нравится.

культура: К вопросу о бородах и балахонах — они не мешают Вам драться и, опять же, размахивать посохом?

Маккеллен: К сожалению, я уже стар и довольно немощен, и мне не приходится участвовать в боевых сценах. А если и приходится, то все это снято довольно хитро и изобретательно, так что экшн достается дублерам, и я лишь играю лицом и голосом. Хотя даже в этих случаях волосы иногда лезут в глаза, стоит мне только качнуть головой, и тогда приходится прерывать дубль. Но все же то, что вы видите в экшн-сценах, — бодрый старикан, скачущий на лошади и раскидывающий неприятеля по сторонам, — вовсе даже не я, а кто-то другой. Кино — искусство обмана. У меня было много дублеров: один из них ростом в 218 см предназначался для сцен с хоббитами и гномами, другой — для боевых эпизодов, третий — для скачек на лошадях…

культура: Неужели даже на лошади скачете не Вы?! Ну все, теперь никакого смысла ходить на «Хоббита» и пересматривать «Властелина»…

Маккеллен: Вот вы смеетесь, а это же очень опасные звери! Мой друг, актер Рой Киннер умер буквально верхом на лошади во время съемок одного фильма, а подруга, тоже актриса, Фрэнсис Барбер сломала себе ногу, катаясь верхом. И им в это время было не по 500 лет, как вашему покорному слуге сейчас. Так что куда уж мне на лошадь-то? Зато Вигго Мортенсен (Арагорн из «Властелина колец». — «Культура») чуть ли не спал в обнимку со своим чертовым конем! По-моему, он рехнулся настолько, что даже скотину с собой в Америку увез.

культура: Актеры, играющие гномов, жаловались, что им приходилось ежедневно терпеть многочасовые адские муки в кресле гримера. Вы тоже подвергались подобным пыткам?

Маккеллен: Нисколько. 45 минут — и я готов. День начинался так: «Иэн, а ты чем занимался вчера вечером?» — «Не скажу, не ваше дело». Вот и поговорили. Затем меня спрашивают, что я хочу на завтрак. Говорю: «Кофе, пожалуйста, тост с бобами и помидорами. Нет, не надо мне этих ваших сосисок, спасибо». Потом либо читаю газету, либо дремлю еще полчаса. На этом все мучения заканчиваются. Бедные, несчастные гномы: они вставали в четыре утра, торчали в гримерной до девяти, а потом весь день ходили в этих страшных накладках на лице и таскали на себе тяжеленную амуницию. Какое счастье, что я не гном!

культура: Насколько отличаются отношения между Гэндальфом и Бильбо в «Хоббите» от тех, что сложились у Вашего героя с Фродо во «Властелине колец»?

Маккеллен: Мне часто приходилось одергивать себя и повторять, что Бильбо — это не Фродо, к нему нужен иной подход. Бильбо — хоббит среднего возраста, у него устоявшаяся жизнь, привычки, дом, он вполне счастлив, никуда не спешит и ни в какое путешествие вроде бы не собирается. Живет один, много читает. Если честно, он немного зануда. Тут приходит Гэндальф, дает ему пинка и говорит: «Собирайся, мы идем искать приключения!» «Ну, ладно, приключения так приключения», — смиренно отвечает Бильбо. Гэндальф пытается немного оживить друга, привнести в его жизнь задор и драйв, чуть ли не омолодить заскорузлого обывателя. И в этом Бильбо сильно отличается от своего племянника. Фродо — молод, бодр и всегда готов к авантюрам. Он, как задумывал Толкин, олицетворяет собой тех ребят, что с энтузиазмом шли на фронт во время Первой мировой. Многие из них не вернулись домой, а те, кто пришел, так и не смогли найти себя в новой послевоенной реальности. Именно это произошло с Фродо, который в итоге отбыл в Валинор.

культура: Насколько я знаю, «Властелина колец» Вы читали многократно — еще до того, как согласились на участие в проекте. «Хоббита» тоже перелистывали?

Маккеллен: Перелистывать-то перелистывал… Вы только никому не говорите, но, признаться, «Хоббит» не изменил мою жизнь, не перевернул с ног на голову мои представления о мире. В отличие от того же «Властелина», который стал для меня чуть ли не Библией. Но я подозреваю, в экранизации разница в масштабах между смешным и детским «Хоббитом» и мрачным и эпическим «Властелином колец» будет сбалансирована. Эти две трилогии станут пересматривать так же, как сейчас «Звездные войны», — в хронологическом порядке, повествование будет закономерно развиваться, оказываясь все мрачнее и, если хотите, апокалиптичнее. Возможно, сейчас скажу нечто излишне сентиментальное, но я по-настоящему счастлив быть частью этой истории. Могу теперь с чистой совестью утверждать, что жизнь удалась.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть