Этот «Крик» у них Мунком зовется

18.11.2012

Валерия КУДРЯВЦЕВА, Норвегия

В Норвегии полным ходом идет подготовка к 150-летию художника Эдварда Мунка. До юбилейной даты — 12 декабря 2013 — еще больше года, однако обстоятельные норвежцы предпочитают все продумать и сделать заранее. Ведь искусство Мунка сегодня такой же бренд страны, как музыка Грига, пьесы Ибсена, лесные тролли и природные фьорды.

Если вам повезет побывать в гостях у истинного норвежца или норвега — точная калька перевода звучит благороднее и соответствует характеру жителей — с почти стопроцентной вероятностью обнаружите в его доме «Крик» и «Мадонну». Репродукции самых знаменитых картин Эдварда Мунка в доме — признак хорошего тона. В чем же секрет такой любви? В гордости за всемирно известного соотечественника? Или Мунку действительно удалось ухватить дух норвежского северного характера?

Мунк хотел, чтобы его картины помогли другим понять любовь, ревность, привязанность, расставания — все то, что так тяжело давалось самому художнику. Он писал как жил — эмоционально, ярко, болезненно, эротично. Выплескивал на холст самые деликатные, интимные душевные процессы. Его жизнь порой покруче детектива. Он не раз оказывался в клинике для душевнобольных в Копенгагене. Из уважения к художнику лечащий врач доктор Линде, вопреки правилам, позволял Мунку работать. Из удивительной дружбы врача и пациента родилась столь модная сегодня арт-терапия. Из творчества Мунка вышел мировой экспрессионизм.

Бифштекс, рюмка водки и стакан пива

Чтобы попробовать понять Мунка, стоит провести несколько дней в Осло — главном городе художника. Когда Эдвард родился, Осло назывался Христианией — в честь датского короля Кристиана. В городе с таким сказочным названием и сложилась его картина мира, отсюда — все герои и темы. В нем он умер, здесь же и похоронен. Семья художника часто меняла квартиры. Отец — военный доктор — выбирал жилье в бедных районах. Хотел быть поближе к рабочим, чтобы лечить их семьи. Сегодня цена квартиры вроде той, в которой жили Мунки, такая же, как в центре Москвы. Синяя памятная табличка на домах поможет найти многочисленные адреса художника.

К чести норвежцев, интерес к Мунку проявился довольно быстро. Норвегия конца ХIХ — начала ХХ века — страна небогатая. В то время нефть еще пряталась под водами океана. Тем не менее правительство нашло деньги для стипендии Эдварду Мунку. В Париже и Берлине критики обрушивались с возмущенными упреками. Словом, на недостаток внимания ему было грех жаловаться.

Художник из-за ранней смерти матери и сестры быстро разочаровался в божественном устройстве мира, увлекся мистицизмом. Драмы любви и смерти — главные мотивы его творчества. Он примкнул к популярным в то время группам, разделявшим мистический взгляд на мироустройство.

Осло хранит и эти следы Мунка. Столичная богема того времени любила собираться в Grand Café на улице Карла Юхана. Мунк стал приходить сюда в 1880-х, его присутствие подтверждает огромная картина Пера Крога — во всю стену. На ней Эдвард изображен сидящим слегка поодаль от компании. В то время он еще не был известен. Чтобы было чем заплатить за еду, Мунк продал одному из официантов свою картину — за сорок обедов: бифштекс, рюмка водки и стакан пива. Что стало с этим холстом, никто не знает.

Летом юбилейного года в Осло откроется самая большая в истории экспозиция Мунка — на основе его музея и коллекций Национальной галереи. Выставки планируются в Токио, Париже, Лондоне, Франкфурте. Знаменитый автопортрет Мунка покинет стены Национальной галереи и отправится в путешествие по малым городам и поселкам Норвегии.

Удивительно, но в наследии Мунка есть белые пятна. Накануне юбилея сотрудники музея изучили более пятнадцати тысяч рукописных документов художника — письма, размышления, поэтические подписи к картинам. Мунк за всю жизнь не выбросил ни одного клочка бумаги с записью. Получилась целая книга. Буквально днями ее перевели на английский. Мало кто знал, что знаменитый художник был еще и поэтом.

Мы впервые перевели на русский язык строки, посвященные картине «Вампир»: «И вдруг задрожало беспомощно тело, когда обожгла ледяными губами, они разомкнулись на шее несмело, и страсть победила…»

Сам художник сначала подписал ее «Боль и любовь», потом изменил на «Поцелуй». Позже, по совету друга — польского художника Станислава Пшибышевского, назвал «Вампир».

Между двумя женщинами

Много интересного можно узнать в маленьком городке Осгордстранд, в часе пути от Осло. Сюда Мунк приезжал более двадцати лет — на летние месяцы. Здесь его мятущаяся душа находила желаемый отдых. Вдохновленный местными пейзажами, он написал здесь самые светлые картины, например «Девушек на мосту». Авторская копия, кстати, есть в Пушкинском музее в Москве.

Натура в Осгордстранде все та же: серые валуны, волны, кусты красного шиповника и пустынные молы, на которых, кажется, только что стояли персонажи картин Мунка. А еще здесь до сих пор живет 93-летняя женщина, которая помнит, как девочкой раскланивалась со столичной знаменитостью на набережной: «Здравствуйте, мистер Мунк», — и замирала в реверансе. «Здравствуйте, юная леди», — отвечал художник, приподнимая шляпу.

Эдварда в Осгордстранде действительно знали все, многие — уважали, другие считали чудаком. Одна из соседок как-то сказала: «Ты такой милый! Вот бы еще бросил свои дурацкие картинки рисовать!»

В небольшом домике с видом на Осло-фьорд художника посещали друзья. И конечно, его музы. Теперь в доме-музее фото двух главных претенденток на сердце Эдварда висят по обе стороны от хозяйского изображения — над роялем.

Аделита Мария Хеукелидсетер, однажды влюбившись в картины Мунка, изменила свою жизнь, полностью посвятив ее изучению творчества мастера. Теперь водит экскурсии по даче. «Женщина, чье фото слева от Мунка — Тулла Ларсен, у них был бурный роман. «Я богата и хороша собой, ты знаменит — мы созданы друг для друга», — была уверена Тулла. Но брак пугал Мунка.

Все закончилось трагедией — бурное расставание произошло как раз в этом доме. Во время ссоры Мунк отстрелил себе палец. С тех пор он не называл Туллу иначе как просто «та женщина и происшествие 1902 года». Никогда больше не хотел о ней слышать. Другая красавица-муза — фото справа — известная американская скрипачка, также не сумела женить на себе Мунка.

На вопрос о семье художник отвечал: я женат на искусстве, мои дети — это мои картины. Исследователи посчитали: «детей» у Мунка — более 30 тысяч — в музеях мира и частных коллекциях. Ими дорожат, их воруют, продают с аукционов и отправляют на выставки — представлять страну.

Ограбления века

Весной этого года одна из самых известных картин Мунка — «Крик» — побила все рекорды аукционных продаж: на Сотбисе ушла с молотка за рекордные 120 миллионов долларов. Человек на холсте — с искаженным от ужаса лицом — стал не только олицетворением страха, но и своеобразным символом эпохи. Кто-то считает образы и краски Мунка плодом больного воображения эмоционального и одинокого человека. Другие уверены: Мунк предчувствовал трагедии ХХ века — две мировые войны, Вьетнам, Хиросиму… Со временем лицо мунковского призрака стало «пугающей» частью массовой культуры. Растиражированная в американском кино черно-белая маска маньяка-убийцы (из фильма ужасов «Крик») — точная имитация персонажа Мунка.

За двадцать лет до легендарного аукциона «Крик» в Норвегии несколько раз крали. Сначала — из Национальной картинной галереи в 1994 году. Неизвестный подставил лестницу, разбил окно, пробрался внутрь и безо всяких помех снял со стены Мунковского зала знаменитую картину. На ее месте оставил записку: «Спасибо за такую плохую охрану». Спустя десять лет Норвегия снова вскрикнула от ужаса: ранним утром группа вооруженных людей в масках ворвалась в музей Мунка. Уложив посетителей и служителей на пол, бандиты сорвали со стен два шедевра — «Крик» и «Мадонну». Охрана оказалась к такой ситуации не готова. «Мунковская история» стала первым вооруженным ограблением музея в стране.

ЧП заставило норвежские власти задуматься о серьезной охране музея. Одной из проблем было — соблюсти баланс между требованиями безопасности и комфортом посетителей. Ежегодно в музее Мунка бывает более 130 тысяч посетителей. В прошлом году больше всего среди иностранцев оказалось русских.

Новые суперсовременные охранные системы отобрали четверть экспозиционного пространства, так что значительная часть коллекции спряталась в запасниках и рядовому посетителю недоступна. Тогда-то и родилась идея строительства нового музея. Накануне юбилея в обществе разгорелась жаркая дискуссия: где же ему быть? Пока договорились только о том, что в новом музее, кроме Мунка, будут также выставляться современные авторы. Так и место Мунка в истории будет яснее, и из художественного контекста он не выпадет.

Кстати, все украденные картины были найдены. Вот только «Крик» из Музея Мунка существенно пострадал. Консилиум реставраторов принял непростое решение: картину не реставрировать, но консервировать, дабы не утратить авторских слоев. Так что шрамы на «Крике» до сих пор напоминают о случившемся...

Мунка много раз отвергали, принимали и снова отвергали — на родине и за ее пределами. Он стал знаменит после первой персональной выставки в Германии, которая была закрыта стараниями самого кайзера Вильгельма. Спустя годы, когда Мунк будет отмечать 70-летие, он получит поздравительную телеграмму «от имени немецкого народа» за подписью Геббельса. Позже нацисты признают такое творчество дегенеративным и уберут его картины из немецких музеев, а вступив в Норвегию в 1940-м, — и из Национальной галереи Осло. Мунк, как некогда римский император Диоклетиан, уединится и станет сажать капусту на маленьком огородике в респектабельном зеленом районе Осло, разводить кур и свиней. Когда взрыв немецкой бомбы выбьет окна в его доме, он простудится и вскоре умрет — в своем любимом кресле, выронив из рук «Бесов» Достоевского.

Могилу художника на городском кладбище найти непросто: в Норвегии не приняты пафосные надгробия. Скромная стела с бюстом, серая гранитная плита. На ее краю кто-то написал по-норвежски: «Нет слов, чтобы высказать восхищение».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть