Датский скалозуб

09.09.2012

Денис БОЧАРОВ

10 сентября исполняется 100 лет со дня рождения великого датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа — человека, изменившего представление о жанре юмористического и сатирического рисунка.

(фото: ИТАР-ТАСС)

«Над разящей силой карикатуры я задумывался еще в школьные годы, — вспоминал, уже будучи признанным мастером жанра, знаменитый датчанин. — Бывало, я изображал на классной доске кого-нибудь из учеников или преподавателей. Я старался подметить и подчеркнуть в рисунке характерную особенность данного человека, его излюбленную позу, мимику, а это не только вызывало смех у других, но и задевало того, кого я рисовал. Карикатура уже тогда была моим оружием».

Точнее не скажешь. Карикатура действительно всегда была не только средством художественного самовыражения Бидструпа, но именно оружием. Им он пользовался виртуозно: разил наповал. Объектами его тончайших насмешек и саркастических издевок были банкиры, бюрократы и полицейские, государственные деятели и прочие «владельцы заводов, газет, пароходов». От этого — генетически не принимавшего любую социальную несправедливость — художника всем «угнетателям» доставалось на орехи, за что в поствоенном буржуазном мире к нему относились с изрядной долей подозрения и недоверия.

Время все расставило по своим местам, острота работ Бидструпа, вскрывавших социальные язвы мира капитала, постепенно стала историей, и сегодня он просто признанный корифей карикатуры. Однако в СССР его любили всегда, причем не в последнюю очередь именно за неравнодушную гражданскую позицию, столь близкую по духу советскому человеку. Херлуф Бидструп — единственный карикатурист, уроженец буржуазной страны, удостоенный международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».

Однако было бы несправедливо и недальновидно представлять незаурядного датчанина эдаким засахаренным коммунякой, глумливо изображавшим буржуев пузатыми и тупоголовыми чучелами и больше ни на что в этой жизни внимания не обращавшим. «Я не в состоянии заниматься исключительно политическими проблемами, — говорил он. — Люблю посмеяться и над забавными сторонами повседневной жизни». И эта — не сатирическая, а юмористическая — грань творчества удавалась Бидструпу не менее блистательно, чем принесшая ему двоякую славу политическая карикатура. Под острый прицел бидструповского пера попадали музыканты и спортсмены, самовлюбленные «нарциссы» и расфуфыренные модницы, работяги и домохозяйки, дети и подростки (причем порой даже его собственные дети и внуки) — и для каждой социальной и возрастной прослойки находилось у Херлуфа свое острое слово. Именно слово, ведь карикатуры Бидструпа (и в этом тоже состоит их новизна и уникальность) — это не столько даже смешные рисунки с подписями. Датчанин изобрел, по сути, новый жанр — визуальные юмористические мини-рассказы, где сюжет поступательно развивается от картинки к картинке и венчается уморительным финалом.

Надо обладать беспрецедентным отсутствием чувства юмора, чтобы оставаться равнодушным к многочисленным персонажам, порожденным бидструповским гением. Потешные, растерянные, осмеянные, разоблаченные — все они, в нарочито преувеличенном и искаженном ракурсе кривого зеркала Херлуфа Бидструпа показывают изнаночную суть человеческой жизни. «Карикатура должна вызывать у зрителя такое же впечатление, какое изображенный произвел на рисующего», — так определял назначение карикатуры, а заодно и собственное творческое кредо этот выдающийся датский скалозуб. Но не только потехи ради творил Бидструп. В своих произведениях он изображал, как бы банально это ни прозвучало, правду жизни. Правда эта, показанная сквозь призму комического преувеличения, гротеска и, порой, изощренного издевательства, заставляющая людей улыбаться или покатываться от хохота, не перестает быть правдой. И в этом, пожалуй, состоит главная заслуга Бидструпа.

cartoon.jpg

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть