Бегемоты под дождем

17.02.2012

Светлана ХОХРЯКОВА, Берлин

18 февраля объявят имена победителей 62-го Берлинского кинофестиваля. Жюри во главе с британским режиссером Майком Ли предстоит нелегкий выбор. Абсолютных лидеров в главном конкурсе нет.

Ничего равного прошлогодним фильмам «Развод Надера и Симин» иранца Асгара Фархади и «Туринская лошадь» венгерского классика Белы Тарра на нынешнем Берлинале нет. Тем не менее залы переполнены, продано 250 тысяч билетов. Люди приносят с собой спальные мешки, располагаются у касс задолго до их открытия.

Согласно рейтингу критиков, лидирует немецкая картина «Барбара» Кристиана Петцольда с прекрасной Ниной Хосс в главной роли. За фильм «Йелла» того же режиссера она получила в 2007 году «Серебряного медведя» Берлинале. Для Петцольда все еще актуальна тема Восточной и Западной Германии, адаптации людей в новых условиях, драматического переезда из одной части страны в другую.

Берлинская стена и сегодня незримо присутствует в жизни немцев. В конкурсе участвует и картина «Домой на выходные» немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмида, чей фильм «Реквием» в 2006 году стал событием на Берлинале. Социально-психологические драмы удаются режиссерам Германии, всякий раз удивляют своей добротностью и отменными актерскими работами. Они хорошо смотрятся у себя на родине и редко прорываются в конкурсы других крупных фестивалей.

Неожиданную популярность снискал скромный 76-минутный фильм братьев Паоло и Витторио Тавиани «Цезарь должен умереть». Существует немало лент, особенно документальных, про то, как ставятся спектакли в тюрьмах — в воспитательных целях. Итальянские классики ничего нового миру не открыли, но именно их персональное высказывание и интересно. Отбывающие серьезные сроки заключенные так вживаются в шекспировского «Юлия Цезаря», что выпадают из реальности, открывая для себя мир подлинных страстей.

Греческая кинематография все больше входит в моду, так что почти ни один серьезный фестиваль не обходится без картин из этого «слабого звена» Европы. Показанный на Берлинале фильм «Метеора» Спироса Статхулопулоса могут взять на вооружение бюро путешествий для привлечения потенциальных туристов. Высоко в горах, в сказочной красоты Метеоре расположен монастырь. Молодой монах симпатизирует монахине, пускает в ее келью солнечные зайчики. Она не сразу решается на ответное послание. Во время пикника искушение витает совсем рядом... В роли монахини по имени Урания — выпускница ВГИКа Тамила Кулиева, родившаяся в Баку, учившаяся в Москве, а с 1992 года живущая в Греции, где она изредка снимается в кино и играет в театре. В «Метеоре» ее героиня периодически переходит на русский, обучая возлюбленного отдельным словам: «отчаяние» (это главный грех, о чем Урания постоянно напоминает), «свобода», «море». В один из дней влюбленные, нарушив строгие запреты, в живописной расщелине скалы сольются в любовном порыве.

Экзотическую географию пополнили индонезийские «Почтовые открытки из зоопарка» Эдвина. Как уже ясно из названия, происходит все в зоопарке, где спастись от ливня можно под огромным жирафом. Есть шанс понаблюдать за тем, как растворяются капли дождя на коже бегемота. Поразительной красоты зрелище. Анималистические сцены сменяются кадрами индонезийского массажа и чудесами фокусника. В целом странный и необъяснимый фильм, но завораживающая кинематография в нем, несомненно, есть.

Не очень высокий рейтинг у картины Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд», одним из продюсеров которой стал Александр Роднянский. На мой взгляд, она среди лучших в конкурсе. Роднянский позаботился, чтобы показ шел с переводом на русский. Герои говорят на южном наречии, распространенном в некоторых районах США, и понять их речь тяжело даже носителям языка. События происходят в 1969 году в Алабаме. Когда-то героиня оставила мужа и троих сыновей, уехав с другим мужчиной в Англию. Теперь ее привезли обратно — хоронить... В центре драмы — непростые отношения двух ее семей. Сам Билли Боб Торнтон, будучи отличным актером, весьма эксцентрично исполнил роль одного из сыновей авторитарного американского отца, в одиночку растившего детей. Ветеран вьетнамской войны, пятидесятилетний холостяк, занимается коллекционированием автомобилей и живет призраками прошлого.

Торнтон снимал автобиографическую историю, непосредственным образом связанную с историей его рода, со своими скелетами в шкафу. Картина трагическая, но очень теплая, местами смешная, со странными и милыми героями. Что касается Джейн Мэнсфилд, чье имя вынесено в название, — это актриса, трагически погибшая в автокатастрофе, и герои фильма приходят посмотреть на тот роковой автомобиль, выставленный на всеобщее обозрение.

Торнтону пришлось отвечать на личный вопрос по поводу участия в фестивале его бывшей жены Анджелины Джоли, дебютировавшей в режиссуре фильмом «В краю крови и меда». Западные люди умеют справиться с такой ситуацией и удовлетворить любопытство, не оскорбившись и никого не оскорбив в ответ. Джоли, кстати, сняла весьма посредственную картину о гражданской войне на Балканах. Сербы в ней предстали чудовищами, а боснийцы — сердечными людьми. Все поверхностно и наивно, но можно было ожидать и более плачевного результата. Главное — обставить процесс профессиональными людьми, и тогда он пойдет, что и сделала Джоли. Касса ее фильму обеспечена, лавры тоже. В Берлине именно вокруг ее персоны наблюдается повышенный ажиотаж.

Мерил Стрип, получившая почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство, тоже была представлена не лучшим образом. «Железная леди» Филлиды Ллойд, где она сыграла Маргарет Тэтчер, уже идет в американском прокате, а в Берлине вызвала лишь вежливые аплодисменты. История, надо сказать, очень физиологическая, построенная исключительно на портретном сходстве актрисы и ее героини. Тэтчер на пенсии напоминает Пиковую даму. Ее давно не узнают в супермаркете, куда она приходит за молоком, как рядовая старушонка. Живет Тэтчер воспоминаниями о славном прошлом. Мелькают картинки, времена, получается поверхностная иллюстрация к жизни легендарной женщины.

Звездность нынешнему фестивалю обеспечивали помимо Анджелины Джоли и ее спутника жизни Брэда Питта Мерил Стрип, Изабель Юппер, Кристиан Бэйл, Шарлотта Рэмплинг. Кстати, скопление знаменитостей наблюдалось на отмечавшем свое десятилетие Talent Campus. Это форум новой генерации кинематографистов, которые здесь проходят нечто вроде курса молодого бойца. В преподаватели им пригласили Жюльетт Бинош, Фолькера Шлёндорфа, Киану Ривза, Вернера Херцога и нашего документалиста Виктора Косаковского. Темы занятий и мастер-классов имели практический смысл: «Актеры читают сценарий», «Знай свои права», «Искусство использовать трейлер», «Как построить киноиндустрию».


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть