Мой младший брат

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

23.04.2015

Французское издательство L’Archipel выпустило в свет мемуары известного кинопродюсера Алена Депардье «Мой брат». Они посвящены великому актеру Жерару Депардье. Корреспондент «Культуры» встретился с автором книги.

культура: Говорят, вы с Жераром в детские годы практически не расставались?
Депардье: Не совсем так. Мы появились на свет в городе Шатору. Детей в семье нас было шестеро, я старший. Жерар на три года моложе. Отец не умел ни читать, ни писать. Работал кровельщиком и много пил. Жили очень бедно. Праздников никаких не отмечали. Дома — даже за обеденным столом — не разговаривали. Никто никогда не говорил: «Я люблю тебя». Мешала робость, да и не привыкли выражать свои чувства. 

культура: Учеба Жерара не слишком занимала?
Депардье: В школе мы появлялись нечасто. Целыми днями шатались на улице, а домой возвращались, только чтобы поесть и поспать. Жерар рос очень сильным, всегда казался старше своих лет. Играл в футбол — защищал ворота, а потом занял место центрфорварда. Когда начал занимался боксом, ему сломали нос. Сексуальность проявилась в нем очень рано. Девчонки просто не давали ему прохода.

Жерар мог за себя постоять. Этому его научила улица. Он вообще любил ввязываться во всякие потасовки. Ему море было по колено. Никогда ничего не боялся. Время от времени мне приходилось забирать его из полицейского участка. Правда, Жерар не унывал, в какие бы переделки ни попадал. 

культура: Едва ли такая жизнь располагала к лицедейству.
Депардье: Тем не менее актерский огонь загорелся в душе Жерара очень рано. Когда брату исполнилось 16, его приятель, актер Мишель Пилорже, сказал: «Нечего бить баклуши. Поехали со мной в Париж. Я помогу тебе устроиться на театральные курсы». На этих курсах Жерар многому научился. Под влиянием Пилорже он запоем читал книги, стремился наверстать упущенное. 

культура: В Париже Жерар едва сводил концы с концами...
Депардье: Действительно, ни денег, ни крыши над головой. Чтобы немного заработать, брат пускался во все тяжкие. Устроился бебиситтером — присматривал за дочкой известных режиссеров Аньес Варда и Жака Деми. (Кстати, одну из своих первых ролей в кино Жерар сыграл у Аньес Варда, правда, фильм остался незаконченным.) Однажды решил продавать мыло, изображая слепого. Надел черные очки, взял в руки трость и в сопровождении «поводыря» ходил с товаром по домам. Получалось убедительно, но тем не менее почти никто ничего не покупал. Затем решил попытать счастья в Канне. Убирал пляж, расставлял лежаки и зонты, разносил коктейли...

культура: Вы с Жераром жили в Париже, когда в мае 1968 года разразилась студенческая революция. 
Депардье: Мы не любили студентов, которые швыряли булыжники в полицейских. Этих сынков богатеев Жерар называл «маленькими засранцами». Он был из другого мира и презирал этот псевдореволюционный бордель. В дальнейшем бывшие бунтари прекрасно устроились, заняли важные места во власти или пополнили ряды «бобо» — как у нас называют буржуазную богему.

культура: В 60-е годы Ваш брат начал пробовать силы на театральных подмостках. 
Депардье: Он выступал в кафе-театре Café de la Gare вместе с будущими известными актерами — Патриком Девером, Колюшем, Миу-Миу, певцом Рено. Именно Патрик рассказал Жерару о том, что Бертран Блие готовится снимать «Вальсирующих». Брат пришел на пробу. Режиссер долго колебался, но все-таки утвердил его на одну из главных ролей. Фантастический успех картины вывел Жерара на киноорбиту. В 26 лет он в мгновение ока стал звездой. 

культура: Ваша жизнь тоже тесно связана с кино...
Депардье: Я работал архитектором, но потом пришел в кинематограф. Однако мой брат тут совсем ни при чем. Став продюсером, я участвовал в съемках 85 фильмов, работал с Робером Брессоном, Романом Полански, Джеймсом Айвори, Эмиром Кустурицей, Клодом Берри. Две мои картины — «Пианино» Джейн Кэмпион и «Вкус вишни» Аббаса Киаростами — даже получили «Золотые пальмовые ветви» в Канне.

культура: Ваши творческие пути с Жераром пересекались?
Депардье: Он снялся в нескольких моих фильмах. Самый важный — «Дантон» Анджея Вайды, в котором брат исполнил заглавную роль. 

культура: Что побуждает Жерара по-прежнему так много работать? 
Депардье: Кино для нас как наркотик, без него не проживешь. Если брат не снимается, то скучает, хандрит, не находит себе места... Проблема в том, что Жерар давно опередил наш кинематограф. Раньше Франция делала фильмы, которые пользовались успехом во всем мире. В конце концов, не американцы, а французы, братья Люмьер, изобрели кино. Но, к сожалению, мы давно потеряли таких замечательных мастеров, как Франсуа Трюффо или Клод Шаброль. В результате Жерару почти не у кого сниматься. Ему не предлагают ролей, которые соответствовали бы масштабу его гения. Франция, для которой он так много сделал, оказалась для него слишком мала. К тому же она не оценила в должной мере его таланта.

культура: Далеко не все режиссеры могут позволить себе пригласить Депардье — одного из самых дорогих актеров в мире.
Депардье: Конечно, ему платят большие деньги, но если Жерару нравится роль, он готов сниматься почти бесплатно. Как, например, в комедии Бенуа Делепина и Гюстава Керверна «Последний мамонт Франции». 

культура: Ваш брат одно время интересовался политикой и даже поддерживал на президентских выборах 2012 года Николя Саркози.
Депардье: В последнее время французская политика и политики действуют Жерару на нервы. Хотя монархии давно нет, Франция живет, как во времена Людовика XIV: с одной стороны — народ, с другой — «элита», которая всех учит. 

культура: Решение Жерара стать россиянином Вас удивило? 
Депардье: Для меня в этом не было ничего неожиданного. Не американцем же ему становиться?! Он давно увлечен Россией. Да и дружба с Путиным сыграла в его выборе огромную роль. Близок ему и русский характер. 

культура: В последние годы Ваш брат изменился?
Депардье: Он чаще уходит в себя, замыкается. Даже я, знающий Жерара как никто другой, теперь не всегда его понимаю.