Увидеть Париж и рассмешить

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

08.04.2015

В Париже завершился кинофестиваль «Когда русские смеются», организованный ассоциацией «Франко-российский диалог». На ретроспективе было представлено свыше тридцати картин, снятых в 1950–2010 годы, а также короткометражные ленты и детское кино. 

Приз за лучшую комедию присудили «Служебному роману» Эльдара Рязанова. Среди короткометражек победил фильм Николая Котяша «Каждый первый». Корреспондент «Культуры» встретился с членом жюри фестиваля, известным комическим актером Бернаром МЕНЕЗОМ. 

культура: Русским удалось Вас рассмешить? 
Менез: Еще как! Когда смеются русские, смеются и французы. Фестиваль открыл нам такие комедии, как «Кубанские казаки», «Кавказская пленница», «Карнавальная ночь», «Мы из джаза», «Девчата», «Москва слезам не верит». Фильм «Я шагаю по Москве» с Никитой Михалковым в главной роли напомнил мне лучшие работы французской «новой волны». Меня поразила игра актеров, их непринужденность, спонтанность, обезоруживающий юмор.

культура: Говорят, теперь Вы сами собираетесь сниматься в России? 
Менез: Один российский режиссер хочет пригласить меня на роль учителя французского. У меня, правда, есть опасный конкурент в лице моего друга Пьера Ришара. Но у меня свои козыри. Посмотрим, кто кого!

культура: Если судить по кассовым сборам, наибольшим успехом во Франции пользуются комедии?
Менез: Это легко объяснить. Чем хуже в стране идут дела, чем больше у людей проблем, тем сильнее им хочется отвлечься от своих забот и забыться на час-другой. Кроме того, во Франции только комедии способны сопротивляться наступлению американского кино. Мы шутим: «У нас нет нефти, но есть идеи». Разные выдумки помогают нам делать смешные ленты.

культура: Однако нынешние комедийные артисты не выдерживают сравнения с кумирами прошлых лет. Согласно последнему опросу, самым популярным актером во Франции по-прежнему остается Луи де Фюнес, который умер тридцать лет назад.
Менез: В этом нет ничего удивительного. Де Фюнес — выдающийся актер, один из немногих, кто пользовался успехом как во Франции, так и за ее пределами: от Советского Союза до Соединенных Штатов. Пожалуй, никто другой не умел так смешить публику. По сей день любимым фильмом французов остается «Большая прогулка» Жерара Ури, где де Фюнес снялся с равновеликим Бурвилем. Сам я признателен ему за роль, которую он подарил мне в своей ленте «Скупой». 

Сегодня осталось не так много имен. Наряду с неувядаемым Ришаром есть бесподобный Мишель Галабрю. Правда, ему уже 92 года. Даже Делон пробовал свои силы в комедии — сыграл Цезаря в «Астериксе на Олимпийских играх». Ален хотел показать, что может быть великим во всех жанрах. Бывает и наоборот. Комики вдруг претендуют на серьезные роли. Например, Кристиан Клавье внезапно решил перевоплотиться в Наполеона. По-моему, получилось не смешно.

культура: Как случилось, что Вы, внук и сын почтальона, вышли на сцену?
Менез: Я пошел в театр, чтобы избавиться от застенчивости и обратить на себя внимание. Начал с любительской сцены в 14 лет. Играл в пьесах Лорки, Ануя, Чехова. К своему удивлению, обнаружил, что могу смешить. К сожалению, сегодня театр пытается развеселить публику любой ценой — порой скабрезными шутками. 

культура: Вы примеряли на себя и политическую роль? 
Менез: Мне всегда хотелось что-то сделать для простых людей. Чтобы исправить пороки капитализма, подался было в политику. Решил воспользоваться своей известностью и дважды — без всяких партийных этикеток — выставлял свою кандидатуру на парламентских выборах. Добился приличного результата — финишировал четвертым из 19 претендентов. Участвовал и на выборах в Европейский парламент от движения «Французские низы». Но в народные избранники не попал. 

культура: Политики — хорошие актеры? 
Менез: Я обещал, что, если меня изберут, то я буду единственным депутатом Национального собрания, который не ломает комедии.

культура: У президента Франсуа Олланда прочная репутация весельчака и балагура. 
Менез: Его шутки меня не смешат. Так же как байки его предшественника Николя Саркози. От главы государства ждешь не анекдотов, а решения проблем. Надо бороться с неравенством, которое достигло во Франции чудовищных масштабов. Скажем, зарплата футболистов, да и не только их, оскорбительна для тех, кто трудится 40 или 50 часов в неделю за минимальные деньги и находится в самом низу социальной лестницы. 

культура: Политика не единственное Ваше увлечение?
Менез: У меня их много. Например, авиаклуб: однажды вместе с эскадрильей совершил путешествие из Перпиньяна до Буркина-Фасо. Я президент футбольного клуба «Полимюскле 63», который уже более полувека объединяет актеров, журналистов и бывших спортсменов. У его истоков стояли Жан-Поль Бельмондо, Клод Брассер и певец Саша Дистель. Раз в месяц мы устраиваем благотворительные матчи, сборы передаем инвалидам. Правда, сейчас я появляюсь на поле всего на четверть часа, держусь у ворот противника. Жду хороший пас, чтобы забить гол. 


Справка «Культуры»

Бернар Менез родился 8 августа 1944 года в бургундской деревушке Майи-ле-Шато в многодетной семье почтальона и домохозяйки. Преподавал в школе математику, физику и химию, занимался любительским театром. В кино дебютировал в 25 лет. Снялся более чем в сорока фильмах, работал с Марко Феррери, Франсуа Трюффо, Паскалем Тома, Жоржем Лотнером, Жан-Пьером Моки, Фредериком Бегбедером («Любовь живет три года»). Создал труппу «Компания Сганарель», которая специализировалась на постановках классики. На сцене сыграл примерно в 50 спектаклях, включая пьесы Шекспира и Мольера. Менез записал два десятка пластинок — в том числе «Хорошенькую куколку», которая лидировала в хит-параде и получила «Золотой диск». Активный общественник, один из администраторов общества ADAMI, защищающего права артистов и исполнителей.