Иконописец русского авангарда

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

26.02.2015

Французское издательство Place des Victoires выпустило в свет монографию Галины Маневич и Жиля Бастианелли «Эдик Штейнберг. Париж — Таруса». 

В сборник вошли воспоминания художника, эссе искусствоведов, очерк известного писателя, академика Доминика Фернандеса, а также около 500 репродукций и 120 фотографий самого Штейнберга.

«В нынешние непростые времена этой книгой Франция чтит память замечательного русского мастера, который провел в нашей стране четверть века», — подчеркивают издатели. Долгие годы Эдик — так его называли друзья и знакомые — жил на два дома, путешествуя между Францией и Россией. В Париже он умер — 28 марта 2012 года. В Тарусе, которую считал своей родиной, — похоронен. 

Штейнберг причислял себя к ученикам Казимира Малевича. В своих композициях он развивал идеи автора «Черного квадрата». Для него супрематизм Малевича — это язык катакомб, пришедший из Византии, а геометрия есть одновременно форма исторической культуры, науки и техники. 

Эдик указывал на связь русского авангарда с иконой. «Я повторяю урок иконописи — только в светском плане, — объяснял живописец. — У иконописца сначала возникал абрис, а потом уже накладывались слои краски. Приблизительно и у меня так же строится мой художественный образ. Картина — это окно, через которое проглядывают душа и интеллект». Для него холст был скрипкой, а мастихин — смычком, которым он исполнял свои музыкальные композиции с помощью красок.

Действительный член Российской академии художеств, почетный гражданин Тарусы, Штейнберг был неотъемлемой частью российско-европейской культуры. Одну из своих первых выставок «На темы Тарусы» мастер устроил у себя дома, в московской квартире. В Париже он впервые показал свои картины в 1988 году в галерее «Клод Бернар» и в дальнейшем был связан с ней до конца жизни.

Ретроспективы Штейнберга проходили в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее, а летом минувшего года — в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Его работы представлены в Эрмитаже и других крупнейших музеях мира. Севрская мануфактура изготовила вазу и тарелки по его эскизам.

«Я люблю землю, на которой вырос. Земля — это наше прошлое и настоящее, наша культура и история, — говорил Штейнберг в последнем интервью нашей газете (оно было напечатано в «Культуре» за несколько дней до смерти художника). — Художника должна постоянно подпитывать его страна со всеми ее проблемами — политическими, экономическими, культурными. И каждый раз я возвращаюсь в Россию с любовью, хотя многое в ней меня огорчает... Я только не люблю, когда Россию ругают. Ругают в основном по-хамски, зачастую сами русские».

12 марта в немецком Висбадене открывается экспозиция, на которой будут представлены около 120 работ Штейнберга из собрания городского музея и из других немецких государственных и частных коллекций. На вернисаже покажут документальную ленту Жиля Бастианелли «Эдик Штейнберг. Метагеометрия, письмо Малевичу».