Французы занимают очередь на нары

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

08.08.2013

Прокуратура города Шартр, что в девяноста километрах к юго-западу от Парижа, отпустила на волю трех преступников, осужденных на несколько месяцев тюрьмы. Они избежали заключения, поскольку в переполненном городском остроге больше нет места – зэкам приходится спать на полу. 

Такое решение вызвало возмущение правоохранительных органов. «Рискуя жизнью, полицейские ловят бандитов, передают их правосудию, а после суда их выпускают на свободу, – негодует генеральный секретарь полицейского профсоюза «Синержи» Патрис Рибейро. – Нам все труднее выполнять возложенную на нас миссию по охране порядка».

Потребовал объяснений и министр внутренних дел Манюэль Вальс. Его коллега по правительству, глава минюста Кристиана Тобира отвечает, что эта мера принята в рамках законодательства и что осужденных отправят за решетку через несколько недель. Со своей стороны, правая оппозиция обвиняет левое правительство в безответственности и попустительстве криминалу.

Но как быть, если французская пенитенциарная система давно обветшала и не справляется с нарастающим потоком осужденных? В тюрьмы, рассчитанные на 57300 зэков, сейчас упрятаны 68500 человек. Поэтому власти хотят сократить число заключенных и заменить «отсидку» альтернативными видами наказания – типа общественных работ или электронного браслета. Эти меры распространяются на приговоры сроком до двух лет.

Тем не менее, правоохранительные органы утверждают, что у них опускаются руки, а преступники, большинство среди которых составляют рецидивисты, чувствуют свою безнаказанность.

Согласно газете «Figaro», во Франции от 80 до 100 тысяч приговоренных «временно» находятся на свободе. Они ждут, когда освободятся места, чтобы, в свою очередь, отправиться на нары. Многие предпочитают скрываться от беспомощного правосудия. Других устраивает электронный браслет, который не слишком сковывает свободу передвижения. Его сегодня носят около 15 000 осужденных.

Эксперты ставят под сомнение и нынешнюю «либеральную» доктрину Кристианы Тобира. Она убеждена в том, что тюрьма не исправляет, а калечит, окончательно превращает каждого заключенного в преступника.

В недрах правительства готовится новый законопроект, отличающийся по мнению полиции, излишней мягкостью по отношению к уголовникам. Существующий юридический арсенал, возможно, пополнится так называемым «испытательным сроком», во время которого преступник останется на свободе, но будет находиться под контролем полиции.

Несколько лет назад правые обещали в срочном порядке выстроить новые тюрьмы и тем самым увеличить к 2017 году число «посадочных мест» на 24 тысячи. Однако левые, придя к власти, в условиях кризиса, возможно, притормозят эту дорогостоящую программу.

Сегодня нужны не только дополнительные места в кутузках, но и благоустройство существующих. Председатель Сената Жан-Пьер Бель только что побывал в одной из крупнейших французских тюрем, расположенной по соседству с Парижем в городке Флери-Мерожис. Там отбывают наказание почти 4 000 зэков. Он признал, что ситуация во Флери-Мерожис критическая, и посоветовал всем сенаторам непременно наведаться хотя бы в одно пенитенциарное заведение, чтобы представить масштабы проблемы.

Тюремный котел, в котором варится многонациональный уголовный контингент Франции, грозит «рвануть» в любую минуту. Места заключения, где находится много исламистов, как отмечают спецслужбы, превратились в настоящую школу террористов. 

С незапамятных времен французские тюрьмы являются притчей во языцех. Их называют «позором для Республики». Несколько дет назад парламентская комиссия, изучавшая места заключения, пришла к однозначному выводу: условия содержания здесь недостойны «родины прав человека» - как любят называть свою страну французы. Неслучайно Европейский комитет по предотвращению пыток многократно призывал Париж положить конец «бесчеловечному обращению» с заключенными.