Проделки Кунса

Юрий КОВАЛЕНКО

19.12.2014

В Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже открылась ретроспектива скандально известного американского художника, скульптора и шоумена Джеффа Кунса

На выставке собрано около сотни «знаковых» вещей Кунса: «Майкл Джексон и обезьяна», «Висящее сердце», «Сделано на небесах», гигантские изваяния собак, кроликов, лобстеров, свиней, пингвинов, медведей, героев американских комиксов, ангелочков, а также бытовой техники — от пылесосов до тостеров. Главный экспонат — «Надувной щенок» высотой в три метра. Один из экземпляров этой скульптуры был продан за 58,4 млн долларов — абсолютный рекорд для ныне живущего мастера. Некоторые изделия — порнографического характера — доступны только для посетителей старше 18 лет. 

По мнению авторитетного критика британской «Файнэншл таймс», нынешнее парижское шоу абсурдно, скучно и отвратительно. Вот что случается, пишет она, когда деньги и слава становятся мерилом культуры. 

Что же касается Кунса, то ему неведомы ни муки творчества, ни комплекс неполноценности, он охотно именует себя лицом или зеркалом американской поп-культуры и не смущается, когда его продукцию презрительно обзывают китчем. «Популист» Джефф выдает себя за убежденного апологета «искусства для народа». Публике же, по словам Кунса, не обязательно иметь представление о высоких материях.

В штамповке артефактов Кунс давно идет по стопам своего легендарного соотечественника Энди Уорхола с его «Фабрикой». Джефф создал свой конвейер. В его нью-йоркской мастерской трудятся около 130 скульпторов, живописцев, инженеров, механиков, программистов. Еще столько же работают в ателье в Германии.

Художественно-коммерческие способности Джеффа проявились довольно рано. Мальчику было всего девять лет, когда отец сбыл одну из его поделок то ли за 300, то ли за 900 долларов. Прежде чем найти собственную дорогу к искусству, Кунс поучился в художественной школе, поторговал билетами в нью-йоркском Музее современного искусства, поработал брокером на бирже. В 17 лет юноша добился аудиенции у самого Сальвадора Дали, который поддержал его амбиции. Однако судьбоносную роль в его карьере сыграл не великий сюрреалист, а итальянская порнодива Чиччолина. Они встретились в начале 90-х, и роман послужил основой серии «Сделано на небесах», где Кунс изобразил их с Чиччолиной любовные игры, достойные Камасутры. Китч и порнография, иронизируют критики, всегда были моторами массового искусства.

Редкий перформанс Кунса обходился без скандала. Шесть лет назад он показывал свои работы в Версальском королевском дворце и даже попал в «святая святых» — опочивальню Марии-Антуанетты. Парижские интеллектуалы бурно протестовали, но тем самым лишь подогрели интерес к выставке. В результате на версальской экспозиции побывал почти миллион человек. 

На репутации Кунса не отразилось даже то, что один из его главных поклонников и собирателей миллиардер-биржевик Бернард Мэдофф отбывает за мошенничество 150-летний тюремный срок. Скептики уверены, в один прекрасный день цены на Кунса рухнут, однако дилеры убеждены: этого не произойдет. Слишком много денег вбухано в творчество Джеффа, чтобы арт-сообщество с его круговой порукой допустило подобное фиаско. В доказательство критики ссылаются на прецедент Энди Уорхола. Только в 2013-м его работ продали на сумму около 370 млн долларов.  

Тем временем Кунс готовит новый проект для Лос-Анджелесского музея современного искусства. При входе он намерен установить 48-метровый подъемный кран, на который подвесит копию локомотива 40-х годов. Тот будет время от времени пыхтеть и выпускать пар.