В объятиях Пикассо

26.10.2014

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

25 октября — в день рождения великого мастера — парижский музей Пабло Пикассо открыл двери после реконструкции.

Здесь собрана крупнейшая в мире коллекция произведений художника: пять тысяч картин, рисунков, коллажей, скульптур, керамики. Не говоря уже про уникальные архивы мэтра. Несмотря на то, что выставочная площадь увеличилась в три раза, в постоянной экспозиции нашлось место только для 400 работ. Остальные ждут своего часа в запасниках.

«Дайте мне музей, и я его заполню», — повторял Пикассо, создавший за свою долгую жизнь около 80 000 произведений. «К счастью, мы имеем возможность представить творчество всех его периодов — голубого, розового, кубистского, неоклассического, сюрреалистического, — рассказывает новый директор музея Лоран Ле Бон. — Среди них и картина, которую Пикассо написал в 14 лет, и его последний автопортрет, выполненный за год до смерти».

«У Пабло был менталитет воина, — вспоминал его кузен. — Днем он сражался, а ночью распутничал». Едва ли в жизни какого-либо другого художника женщины играли такую исключительную роль. Они и работа, говорил Пикассо, служат эликсиром молодости, продлевают жизнь. При этом Пабло делил представительниц прекрасного пола на «богинь» и на «подстилок», подчеркивает Арианна Стасинопулос-Хаффингтон в книге «Пикассо: творец и разрушитель». «Богини», по словам биографа, обожали, когда Пабло превращал их в «подстилки».

«Все мое искусство эротично, — утверждал живописец. — Для меня секс и искусство — одно и то же». Именно секс во всех его ипостасях служил постоянным импульсом для его творчества. Эротические видения художник не только выплескивал на полотна, но и отливал в бронзе, наносил на керамику, оформлял в виде коллажей. Графические листы он называл «Объятия», «Поцелуй», «Совокупление», «Фаллос», «Пара, занимающаяся любовью», «Изнасилование».

Отдельный зал посвящен коллекции самого Пикассо — дарам художников, с которыми он обычно обменивался картинами, — Матисса, Дерена, Руссо, Брака, Сезанна, Миро, Модильяни, Ван Донгена.

Пикассо всегда притягивала Россия. Именно этим объясняется его многолетнее сотрудничество с русским балетом Сергея Дягилева, дружба с композитором Игорем Стравинским, художниками Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым и даже женитьба в Париже на балерине Ольге Хохловой. Неслучайно, ее портрет — одно из самых эффектных полотен на выставке. По ее просьбе работа выполнена в сугубо классической манере. «Я хочу узнавать себя на картине», — настаивала Ольга, не любившая «эксперименты» супруга.

Реставрация средневекового особняка Сале, где расположен музей Пикассо, обошелся в 52 млн. евро — значительно больше изначальной сметы. Сам музей заработал 31 млн. евро на предоставлении своей коллекции другим галереям: полторы сотни картин в течение нескольких лет путешествовали по всем континентам — от Москвы и Петербурга до Абу-Даби, Токио, Шанхая и Сиднея.

Одной из причин затянувшейся реставрации стал затяжной конфликт тогдашнего директора «дома Пикассо» Анн Бальдассари и министра культуры Орели Филиппетти с другими крупнейшими музеями мира. Распри завершились тем, что незадолго до открытия музея мадам Бальдассари была отправлена в отставку. Не спасла ее даже поддержка Клода Пикассо, сына художника, который ведает творческим наследием отца.

По расчетам дирекции, ежегодное число посетителей обновленного музея Пикассо возрастет до миллиона человек — это ровно в десять раз меньше, чем у Лувра. Для привлечения публики музей намерен периодически менять экспозицию. Осенью будущего года хронологическую развеску предполагается заменить тематической.

В 2015 году автору «Герники» посвятят новые экспозиции на берегах Сены: в Гран-Пале пройдет выставка «Пикассо и современное искусство», в музее Бранли — «Пикассо и примитивизм», а музей Орсе покажет картины голубого и розового периодов.

Неослабевающий интерес к Пикассо, отмечают эксперты, способствует тому, что цены на его полотна остаются запредельно высокими. В прошлом году, по данным сайта Artprice.com, его работы были проданы на сумму в 361 млн. долларов — по этому показателю испанца «обошел» только американец Энди Уорхол, но за ним стоят мощные заокеанские галереи. Самое дорогое полотно Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (1932), на котором изображена его любовница Мари-Терез Вальтер, ушло с молотка в 2010 году за 106,5 млн. долларов.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть