Плоты просвещения

Елена ЛИТОВЧЕНКО

01.10.2014

6 октября исполняется сто лет со дня рождения знаменитого норвежского путешественника и антрополога Тура Хейердала. 

Вся его жизнь — череда ярких и опасных приключений. Даже собственное свадебное путешествие Хейердал умудрился превратить в эксперимент по выживанию, отправившись вместе с молодой женой на затерянный в Полинезии остров Фату-Хива. А однажды ради доказательства верности своей гипотезы Хейердал переплыл океан на бревенчатом плоту вместе с командой, среди которой не было ни одного профессионального моряка. Чтобы почувствовать, насколько опасным было путешествие, достаточно прийти в Дарвиновский музей, взобраться на реконструкцию знаменитого плота и посмотреть документальный фильм «Кон-Тики», удостоенный в 1952 году премии «Оскар». 

Здесь впервые представлены редкие экспонаты российских коллекций (в том числе из собрания Юрия Сенкевича) — оригинальные предметы и документальные фильмы из экспедиций Хейердала, артефакты, ботанические и зоологические объекты с острова Пасхи и других островов Полинезии, из Перу, стран Персидского залива.

На открытии выставки корреспондент «Культуры» пообщалась с норвежским журналистом, автором трехтомной биографии Тура Хейердала Рагнаром Квамом.

культура: Первые тома Вашей книги о Хейердале — «Человек и океан» и «Человек и мир» — уже вышли на русском языке. Когда ожидать третий и как он будет называться?
Квам: «Человек и мифы». О сроках говорить пока рано — текст находится в стадии перевода.

культура: Насколько мне известно, Вы не были лично знакомы с Хейердалом. Отразилось ли это как-то на Вашей работе? 
Квам: Конечно. Мне было значительно легче дистанцироваться от великой личности и оставаться объективным.

культура: Расскажите о самых серьезных экспедициях, организованных Хейердалом.
Квам: Начать стоит с путешествия на плоту «Кон-Тики» в 1947-м. Затем последовали археологические раскопки на острове Пасхи в 1955–1956 годах. Они вызвали интерес к тростниковым кораблям как к инструменту распространения древних цивилизаций. В 1970-м на тростниковом судне «Ра II» Хейердал прошел из Марокко до Барбадоса. Потом была построена лодка «Тигрис», с помощью которой Тур планировал доказать наличие торговых контактов между Месопотамией и Индской цивилизацией. В 80-е Хейердал увлекся изучением курганов на Мальдивских островах. Последняя экспедиция была предпринята в Россию. На берегах Азовского моря Тур искал прародину скандинавов и доказательства своей теории о том, что норвежский бог Один был реальным человеком.

культура: Хейердал стал всемирно знаменит после путешествия на доисторическом плоту «Кон-Тики» через океан. Но, говорят, Тур панически боялся воды.
Квам: Да, в детстве Тур дважды чуть было не утонул. Однако, когда норвежские ученые начали отвергать его идеи, Тур настолько сосредоточился на том, чтобы доказать им свою правоту, что забыл о своих страхах. Отправиться в путешествие на «Кон-Тики», по сути, было авантюрой. Но не стоит забывать, что Тур был не только ученым, но и искателем приключений. 

культура: Ученый мир в конце концов признал заслуги Хейердала? 
Квам: В научных кругах к нему по-прежнему относятся довольно противоречиво. Частенько его упрекают в любительском подходе. Однако теперь, какие бы исследования ни велись в этой области освоения океана, не учитывать достижений Хейердала нельзя. Тур доказал, что океан — не преграда, а путь, способствовавший миграции людей. Потомки всегда будут ориентироваться на Хейердала как на своеобразный научный маяк.

культура: Еще до появления в «Клубе кинопутешественников» фильмов о плаваниях на «Ра I», «Ра II» и «Тигрисе» Хейердал стал чрезвычайно популярен в России. Его книги выходили миллионными тиражами...
Квам: Когда в 1964 году Никита Хрущев приехал в Норвегию с официальным визитом, его пригласили осмотреть музей «Кон-Тики». Сопровождал Хрущева сам Хейердал. Вместо запланированных двадцати минут экскурсия продолжалась целый час. Советский лидер даже выразил желание принять участие в следующей экспедиции Хейердала в качестве кока. Тур ответил, что пока ничего не планирует, но подумает, не отправиться ли снова на «Кон-Тики», особенно если Хрущев возьмет с собой черную икру. На следующий день Тур получил дары из русской резиденции: золотые часы с гравировкой, коньяк и три банки черной икры. А в следующем месяце он был уже в Москве, на Международном конгрессе антропологов.

культура: Как Норвегия планирует отметить столетие Хейердала? Будут ли торжества в других странах?
Квам: 6 октября, в день рождения путешественника, в музее «Кон-Тики» в Осло состоится торжественный обед, на котором будут присутствовать король и королева Норвегии. Тогда же по национальному норвежскому телевидению покажут часовую программу, посвященную путешественнику — совместную продукцию норвежских и шведских продюсеров. В Германии готовятся к эфиру радио- и телепрограммы, в том числе и с моим участием. В Швеции ожидается конференция. А в России — выставка и круглый стол «По следам Тура Хейердала». 

культура: Каково главное послание Хейердала миру?
Квам: Держаться вместе. Решать вопросы мирным путем. Беречь Землю и природу, иначе всех нас ждет гибель.

культура: Продолжите, пожалуйста, фразу: Если бы Хейердал жил сейчас...
Квам: ...он бы возглавил мировое экологическое движение. Когда Тур увидел нефтяные пятна на поверхности океана, его это потрясло до глубины души. С тех пор его страсть к природе получила новое направление — защиты. И сейчас он был бы лидером этого движения.