1100 метров — эшелон ангелов

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

16.05.2014

В парижском Гран Пале открылась экспозиция Ильи и Эмилии Кабаковых «Странный город».

Инсталляция знаменитых художников-концептуалистов поражает прежде всего масштабом. Под 35-метровыми сводами Гран Пале на площади в 13 500 кв. метров, среди белоснежного лабиринта возведены восемь объектов: «Пустой музей», «Манас», «Центр космической энергии», «Как встретить ангела?», «Врата», «Белая часовня» и «Темная часовня», а также подвешенный к потолку «Купол». Этот город-утопия перекликается с фантазиями и грезами Кампанеллы, Томаса Мора, Германа Гессе, Ле Корбюзье. Слышны здесь отзвуки и теории Скрябина о тесной взаимосвязи музыки и света, и учения академика Вернадского о существовании ноосферы, оболочки Земли, хранящей все знания и достижения человечества. 

Внутри «Пустого музея» картин нет: на стенах мерцают только разноцветные световые пятна. Инсталляция напоминает, скорее, концертный зал или храм, где звучит органная музыка Баха. Рядом расположился мистический тибетский Манас. В воображении художников он существует и на «земном», и на «небесном» уровне. 

Пожалуй, самая удивительная часть экспозиции посвящена тому, как простому смертному встретить ангела. В обычной жизни, не без юмора утверждают авторы, это кажется маловероятным, но нельзя терять надежды. Достаточно забраться на лестницу высотой 1100 метров и, вооружившись терпением, ждать своего часа. И небесный посланник непременно к вам явится. 

Строение под названием «Белая часовня» заполнено фрагментами более чем 70 картин. На стенах соседней, «Темной...», висят шесть гигантских полотен: художники ведут диалог с мастерами эпохи Ренессанса и барокко. Наконец, «Врата» — визуальная метафора, символизирующая неизбежный уход из жизни и память о тех, кого с нами нет. 

— Концепция «Странного города» близка к мистической саге, — говорит один из кураторов экспозиции, почетный директор Национального музея современного искусства Парижа Жан-Юбер Мартен. — Россию всегда отличало стремление заглянуть в будущее, превратить утопию в реальность.

Мартен проводит параллель между нынешней экспозицией Кабаковых и участием нашей страны в двух Всемирных выставках в Париже. В 1925 году советский павильон был воздвигнут по проекту архитектора Константина Мельникова, а в 1937-м на выставке была представлена скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 

Манифестацию Ильи и Эмилии Кабаковых организовали Объединение национальных музеев Гран Пале и московский Мультимедиа Арт Музей (МАММ), директор которого Ольга Свиблова выступила в качестве одного из кураторов. Профинансировать экспозицию вызвались министерства культуры России и Франции, а также департамент культуры Москвы и частные спонсоры. Согласно французским источникам, бюджет «Странного города» составляет 4,5 миллиона евро. Выставка проходит в рамках ежегодного проекта Monumenta и будет открыта до 22 июня.


Справка «Культуры» 

Илья Кабаков — не только самый известный, но и самый дорогой современный российский художник. Его работы «Жук» и «Номер люкс» ушли на аукционах, соответственно, за 5,8 и 4,1 миллиона долларов. Картины и инсталляции Кабакова есть в большинстве крупнейших музеев современного искусства Европы и США. 

В конце 80-х годов Кабаков составил семейный и творческий тандем с Эмилией Леках. Начиная с 1990 года все работы подписываются «Илья и Эмилия Кабаковы». Жена одновременно играет роли и соавтора, и успешного менеджера.