Филипп Дюран: «Бельмондо не может без женского общества»

Юрий КОВАЛЕНКО

05.04.2013

9 апреля исполнится 80 лет легендарному французскому актеру Жан-Полю Бельмондо. О сегодняшней жизни кинозвезды «Культуре» рассказал его биограф и близкий друг, историк кино Филипп Дюран.

культура: В каком настроении Бельмондо встречает свое 80-летие?

Дюран: В прекрасном. Новым стимулом для него станут предстоящие съемки у Клода Лелуша. Речь идет о ремейке ленты «Приключение есть приключение». У Лелуша есть и еще один проект фильма с Жан-Полем.

культура: А как Франция отмечает юбилей любимого актера?

Дюран: Похоже, никак. Франция стала грустным местом. У нее столько забот — кризис, безработица... Меня удивляет, что в последние годы мы ничего не отмечаем. Никакие годовщины выдающихся актеров, режиссеров. Открываем для себя героев только после их смерти. Да и то не всегда.

культура: Бельмондо был звездой своего времени. Наверное, и сейчас живет славным прошлым?

Дюран: Ну что вы! Жан-Поля интересуют только сегодняшний и завтрашний день. Последняя роль была пять лет назад в картине Франсиса Юстера «Человек и его собака». Бельмондо сыграл одинокого и больного старика. И ему не хотелось, чтобы его запомнили по этой роли. Все ждут от него финального фейерверка.

культура: Значит, фильм Лелуша станет лебединой песней?

Дюран: Не обязательно. У Жан-Поля есть и другие предложения, но пока он от них отказывается. Ему хочется иметь дело только с близкими людьми, а у Лелуша он снимался еще в 60-е. (Кстати, Лелуш посвятил Бельмондо документальный фильм в 1965 году. — «Культура»). К сожалению, многие режиссеры, с которыми он работал, умерли или больше не снимают.

культура: Последствия инсульта, случившегося в 2001-м, не прошли?

Дюран: Правая рука и нога плохо его слушаются. Но актер приспособился. Говорить ему трудно. Хотя, я уверен, Бельмондо может справиться с любой ролью. Несмотря на перенесенный инсульт он остался прежним Жан-Полем.

культура: Бельмондо по-прежнему возится со штангой и гантелями?

Дюран: В его парижском доме есть спортзал. Там он проводит с тренером по несколько часов ежедневно, восстанавливая форму. Жан-Поль — железный человек. У него никогда не опускаются руки.

культура: Какие свои ленты он считает лучшими?

Дюран: Прежде всего, «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Очень любит «Профессионала», «Человека из Рио», «Сто тысяч долларов на солнце» и «Страх над городом».

культура: Пересматривает их?

Дюран: Редко. Он не возвращается к прошлому. Когда я прошу его рассказать о жизни, Жан-Поль отвечает: «То, что было, мне неинтересно. Поэтому я все забыл».

культура: В кино Жан-Поль всегда играл самого себя?

Дюран: Нет, конечно. В жизни он застенчив, а в кино — бесстрашен, раскован, легко находит путь к женскому сердцу. Иными словами, на экране мы видим не настоящего Бельмондо, а Бельмондо, которому приходится преодолевать самого себя.

культура: Ему больше нравится театр или кино?

Дюран: Бельмондо любит их одинаково. Конечно, как актер он появился на свет на театральных подмостках. После Консерватории драматического искусства Жан-Поль пришел в театр, где дебютировал в маленьких ролях. И сегодня ходит на премьеры. Часто бывает на спектаклях, в которых заняты его друзья. Что же касается кино — смотрит все новое.

культура: Как он относится к нынешнему кино?

Дюран: Жан-Поль не из тех, кто считает, что раньше все было лучше. Он понимает, кинематограф — это искусство, которое постоянно находится в процессе эволюции. И ему доставляет удовольствие постоянное обновление кино.

культура: Кого из актеров Бельмондо особенно ценит?

Дюран: Жана Дюжардена, с которым давно дружит. У них одинаковый менталитет и отношение к жизни. Думаю, что Жан-Поль согласился бы сняться с ним в одном фильме. Правда, когда Дюжардена называют новым Бельмондо, это раздражает патриарха... Конечно, ему приятно, когда им восхищаются молодые актеры, но Жан-Поль старается не давать советов. Хотя близких друзей может и покритиковать, мягко, словно извиняясь: «Эта роль тебе не подходит, но у меня тоже такое случалось неоднократно».

культура: Бельмондо следит за тем, что происходит в мире?

Дюран: Я никогда не слышал, чтобы он говорил о политике или экономике. Не ворчит и по поводу фискальных поборов. Его кредо: «Мне очень повезло в жизни, и я не имею права жаловаться». Интересуется теннисом, футболом, велоспортом. До сих пор ходит на бокс, не пропускает «Ролан Гаррос». Во время съемок в его артистической всегда стоял телевизор, и как только в работе наступал перерыв, он смотрел спортивные передачи.

культура: Как он отнесся к тому, что Жерар Депардье стал россиянином?

Дюран: Каждому свое. Жерар сделал свой выбор. Жан-Поль никогда никого не осуждает. Сам он никуда не уезжал из Франции, привязан к Парижу. Поэтому в свое время отказался от голливудской карьеры.

культура: Бельмондо остается мачо?

Дюран: Само собой — ведь у него итальянские корни. Обожает женщин и делает все, чтобы произвести на них впечатление. При этом, как я уже говорил, Жан-Поль по своей натуре очень застенчив. Легко находит общий язык с мужчинами, но порой не знает — несмотря на опыт, — как иметь дело с прекрасным полом. Чтобы скрыть свою робость, любит шутить и балагурить.

культура: Бельмондо и в 80 лет бонвиван?

Дюран: Он не отшельник. Жан-Поль живет между Парижем и Лазурным берегом. Любит теплую компанию, путешествия, хорошие рестораны. Умеет дружить, и люди отвечают ему взаимностью.

культура: Он и сейчас появляется в обществе с собачкой?

Дюран: Прежняя, увы, умерла, и Жан-Поль обзавелся новой. Его собачка играет роль конфидента. Если бы она могла говорить, мы узнали бы много неожиданного.

культура: Почему Бельмондо расстался с Барбарой Гандольфи, с которой прожил несколько лет?

Дюран: Он почувствовал, что не столько сама Барбара, сколько ее окружение пытается его использовать. Жан-Полю пришлось неоднократно давать показания в полиции, которая интересовалась прошлым Барбары и ее приятелей, их аферами. Порвав с ней, он избавился от многих хлопот.

культура: Правда ли, что у него завелась новая подружка?

Дюран: Мне об этом ничего не известно. Но точно знаю, что он не может без женского общества.