Полякам вернули память

Илья СТУЛОВ, Пененжно, Польша

23.02.2014

Памятник дважды Герою Советского Союза генералу Ивану Черняховскому на месте его гибели в польском Пененжно удалось отстоять. В № 4 «Культура» писала о кощунственной инициативе местных властей снести мемориал. Волна возмущения, подхваченная другими СМИ, докатилась до польского сейма. Нашлись там трезвые головы и урезонили местечковых начальников. 

В минувший вторник у мемориала генералу Ивану Черняховскому было непривычно многолюдно. Вереницы автобусов и кортежи машин с польскими, российскими, украинскими и белорусскими номерами — на 69-ю годовщину гибели героя сотни людей приехали отдать дань памяти и выразить свою позицию по поводу разворачивающегося в городе шабаша.

— Меня сюда позвал долг, — не скрывая эмоций, рассказал «Культуре» участник Восточно-Прусской операции, кавалер ордена Красной Звезды Борис Пирожков. — Когда наш комфронта погиб, мы, видевшие смерть своих друзей каждый день, не скрывали слез. Шли в бой, чтобы отомстить за командующего. И сегодня, узнав о том, что творят местные депутаты, я не мог сюда не приехать. Он же им эту землю освободил. Это же немецкая земля была бы, если бы не мы, здесь так и был бы немецкий Мельзак. Что ж они творят?!

На риторический вопрос ветерана без околичностей ответил чрезвычайный и полномочный посол России в Польше Александр Алексеев — именно благодаря его усилиям удалось вернуть некоторым польским чиновникам совесть и память.

— Мы наблюдаем такую тенденцию не только в Пененжно, — пояснил дипломат. — В Польше отдельными политическими силами тратятся немалые средства для пересмотра истории, принижения роли Красной Армии в освобождении страны от фашизма. Претензии к Ивану Черняховскому надуманны. Генерала обвиняют в пленении солдат Армии Крайовой, подразделения которой нападали на части Красной Армии. Любой командир в военной обстановке поступил бы так же. Сегодня речь о сносе комплекса не идет. Есть межгосударственный договор от 1994 года, и там — конкретный пункт, касающийся обязательств сторон по уходу за воинскими захоронениями и памятниками. Польская сторона должна соблюдать эти соглашения.

О том, как польская сторона «соблюдает соглашения», рассказали возмущенные калининградские волонтеры. Они приехали накануне мероприятия и застали памятник полководцу изрисованным красной и черной красками. Чтобы день памяти не превратился в день гнева, закупив в ближайшем магазине необходимые средства, несколько часов кряду оттирали камни. Местная полиция не утруждала себя поисками вандалов. Причем далеко ходить не надо было — осквернители (а может, их вдохновители), не особо таясь, стояли в сторонке, держа в руках мегафоны. Но не рискнули рта открыть — численный перевес был явно не на их стороне. Сорвать мероприятие не удалось. 

Церемония прошла торжественно и без лишних слов. Первыми склонили перед мемориалом знамена представители Общества наследия польских ветеранов Второй мировой войны — организации, объединившей бывших солдат двух армий, воевавших против фашизма, но под разными знаменами — Крайовой и Людовой. Далее последовали официальные лица, белорусские и украинские дипломаты, калининградские кадеты, общественники, депутаты. В отличие от безумствующих местных властей пришли к памятнику и простые жители городка. 

— Пусть стоит, кому он мешает? Только тем, у кого в голове вороны, — на ломаном русском произнесла элегантная полька, однако, заметив в моей руке диктофон, наотрез отказалась представляться.  

Даже после возложения цветов собравшиеся не торопились расходиться. Люди активно обсуждали, как защитить память прославленного генерала. 

— Я специально прибыл сюда, чтобы возложить венок верному сыну нашего народа, — сказал «Культуре» военный атташе посольства Украины в Польше Сергей Верховод. — Это великий генерал и гениальный полководец. Сражаться с могилами и памятниками — последнее дело.

Такое же мнение высказал и глава самой западной российской губернии Николай Цуканов:

— У нас с приграничными районами отличное взаимодействие. И на официальном уровне, и на уровне гражданской дипломатии. А тут вот такой демарш. Мы предложили соседям, что возьмем мемориал под нашу опеку. Готовы приезжать сюда регулярно, наводить порядок. Тот, кто сейчас пытается заработать на истории, обязательно проиграет — и в настоящем, и в будущем. При этом в Польше немало могил солдат рейха, поработивших страну, но они находятся в идеальном состоянии, и никто не вспоминает о том, что делали нацисты на этой земле.

В словах калининградского губернатора — суровая правда: в республике не стесняются ради коммерческой выгоды использовать наследие фашистского режима. Например, в нескольких десятках километров от Пененжно продолжается активное обустройство обещающего немалые барыши туристического объекта — бывшей ставки Гитлера в Восточной Пруссии «Вольфшанце».

— Вы уедете, а они опять все изрисуют, — с грустью сказала мне давешняя польская собеседница и снова отказалась представляться.

Понять ее нетрудно. В городке, где историю подгоняют под нужное кому-то политическое лекало, делать разумные заявления, не скрывая своего имени, небезопасно. На своей страничке в фейсбуке депутат польского сейма Тадеуш Ивиньский предложил создать в рамках Евросоюза специальную программу по защите памятников и захоронений Второй мировой войны. Однако на возложение цветов к памятнику Черняховскому он не приехал.