«Страсти» по Баху

Евгения КРИВИЦКАЯ

19.09.2019

В издательстве «Rosebud» вышла книга выдающегося английского дирижера Джона Элиота Гардинера «Музыка в Небесном Граде. Портрет Иоганна Себастьяна Баха». Проект реализован при поддержке Отдела культуры и образования Посольства Великобритании в Москве в рамках Года музыки Великобритании и России.

Огромный, 900-страничный том адресован тем, кто готов пуститься в необычное интеллектуальное путешествие. Роль гида по эпохам и историко-культурным закоулкам взял на себя человек, посвятивший жизнь реконструкции партитур старых мастеров. Джон Элиот Гардинер записал все вокальные сочинения Монтеверди, все кантаты и мотеты Баха, основал коллективы «Монтеверди-хор» и «Английские барочные солисты». Огромный жизненный и творческий опыт он вложил в книгу, где Бах является поводом для погружения в немецкую культуру от Реформации до барокко. По ходу Гардинер излагает и факты своей жизни — как пришел в музыку, к дирижированию, к Баху, чей портрет в детстве украшал стены отчего дома. «Я вырос под пристальным взглядом старого кантора», — признается автор.

Для издания одновременно характерны доступность и сложность, апелляция к любителям и знатокам, и пусть каждый «считает» ту информацию, которая ему интересна. «Цель этой книги — «встретить человека в его творчестве», — метафорично поясняет Гардинер. — Поэтому у нее иная задача, чем у традиционных биографий: дать читателю живо почувствовать, чем был для Баха акт музыкального творчества, помочь пережить тот же опыт, те же ощущения». И еще: «Голос Баха может быть порой услышан в его музыке и, что особенно важно, в тех отпечатках его собственной исполнительской практики, которые она в себе хранит. Его интонации выдают человека, живущего в гармонии с цикличностью природы и сменой времен года, чувствительного к жестоким реалиям жизни, но ободренного надеждой на лучшее посмертное бытие, в обществе ангелов и присоединившихся к ангельским хорам музыкантов...»

В издании 14 глав, и, думается, это не случайно: ведь Бах чтил числовую символику и любил соотнести ее с музыкальной. 14 —числовое выражение его фамилии (если сложить порядковые номера букв по алфавиту). Первые главы посвящены интереснейшим сюжетам — истории Германии, трагедии Тридцатилетней войны, рассказу о распространении лютеранства, в частности в Тюрингии, малой родине классика. Эффектно написана глава «Клуб восемьдесят пятого года» — о современниках героя книги: 1685-й подарил миру не только Баха, но и Генделя, и Доменико Скарлатти. А чуть ранее появились на свет Телеман, Маттезон и Рамо. Автор дает краткие портреты этих композиторов, чтобы показать, как перед людьми одного поколения открывались совершенно разные дороги. По ходу повествования затрагивается тема оперного театра и вводится еще один персонаж — обожаемый Гардинером Монтеверди, создатель первых оперных шедевров в Италии.

Мысль автора движется по спирали, с каждым витком захватывая огромное количество фактов, историй, персоналий. Прошлое актуализируется, оживает, и перед читателем открывается увлекательный мир. Во второй половине тома Гардинер акцентирует внимание на крупных вокальных жанрах — кантатах и пассионах (или, по-русски, страстях). Он точно вскрывает суть этих масштабных полотен, подчеркивая их экспериментальность и новаторство. «Избегая бойкой «оперной» характеристики своих библейских героев, Бах поощряет отдельных певцов и исполнителей своего ансамбля в определенные моменты выступать вперед — чтобы озвучивать свои мысли, молитвы и чувства в качестве современных очевидцев вновь рассказываемой истории Страстей Христовых».

Остается назвать людей, сделавших перевод внушительного тома: это музыковеды Анна Андрушкевич и Роман Насонов. На долю последнего пришлась большая часть глав, а также сверка всей фактологии, источников, терминов. По мнению Насонова, «Музыка в Небесном Граде» интересна как двойной портрет: и Баха, и Гардинера. Согласимся: «Когда мы сегодня слушаем Баха, то делаем это благодаря посредничеству Гардинера, через исполнителя — иначе эта музыка для нас не существует».