Пощечина Евросоюзу

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

12.02.2014

Швейцарцы выступили за резкое ужесточение миграционной политики в отношении своих ближайших соседей, государств — членов ЕС. На общенациональном референдуме, который проводился по инициативе крупнейшей политической силы страны — Швейцарской народной партии (ШНП), за ограничение въезда и введение квот для европейских гастарбайтеров проголосовали 50,3% населения. 

Неожиданный исход плебисцита — не первая победа ШНП, давно выступающей за «особый» путь страны. В 2009 году по ее инициативе швейцарцы уже проголосовали против строительства новых минаретов. Спустя год последовало решение о депортации иностранцев, совершивших тяжкие преступления. «Мы сохраняем нашу независимость, — подчеркивает идеолог ШНП, миллиардер Кристоф Блохер. — Народ сам вправе решать вопросы миграции и трудоустройства».

В 2002 году Швейцария подписала с Евросоюзом «Соглашение о свободном перемещении граждан». Тогда эксперты полагали, что приток европейских гастарбайтеров составит 8000 человек в год. На деле их оказалось в десять раз больше. В результате в альпийской республике с населением 8 миллионов человек почти каждый четвертый — иммигрант. В последние годы в страну устремились не только польские сантехники, которыми издавна пугали западноевропейцев, но и высококвалифицированные специалисты. Среди них — тысячи немецких врачей и инженеров. Около 200 000 французов из приграничных районов каждый день ездят на работу в Швейцарию, где зарплата значительно выше. Такой наплыв связан с острым экономическим кризисом, который переживает Старый континент. На этом фоне Швейцария, не являющаяся членом ЕС, остается процветающим островком, где уровень безработицы составляет всего 3,2 процента, а в ряде сфер по-прежнему не хватает рабочих рук.

Сегодня некоторые местные политики убеждены: страна больше не в состоянии принимать «инопришельцев» — пусть даже и европейских. «Швейцарцы говорят европейцам: «Вон из страны!» — резюмирует итоги голосования бельгийская газета Le Soir. Неконтролируемый людской приток приводит к непосильной нагрузке на транспортные, образовательные и социальные структуры, лишает страну самобытности, грозит снижением уровня жизни. Поэтому швейцарцы фактически выступают за восстановление границ, которые были отменены в рамках Шенгенского пространства. 

Их примеру могут последовать другие страны. Так, бывший французский премьер-министр Франсуа Фийон приветствовал решение швейцарцев сократить число иностранцев, проживающих в стране: «В течение многих месяцев я предлагаю, чтобы Франция и Европа взяли на вооружение ту же модель». 

Той же точки зрения придерживается и лидер Национального фронта Марин Ле Пен: «Швейцарцы проявляют благоразумие. Они намерены установить квоты и сохранить национальный приоритет. Они хотят сами решать, кто приезжает в их страну и кто имеет право на работу».

Застигнутый врасплох Евросоюз пребывает в шоке. Брюссельские бюрократы не ожидали таких итогов референдума и грозят отменой всех соглашений с Берном и последующими санкциями. Они особо упирают на то, что швейцарская экономика во многом ориентирована на Евросоюз. «Это оглушительная пощечина Европе, — констатирует газета Neue Zürcher Zeitung. — Ставится под вопрос будущее отношений с ЕС».

Со своей стороны, немецкий канцлер Ангела Меркель предупредила, что результаты плебисцита могут привести к значительным проблемам в отношениях Берна с Европой. Однако президент Швейцарской конфедерации Дидье Буркхальтер напоминает, что, согласно Конституции, мнение суверенного народа важнее правительственных решений. Именно поэтому соотечественники Вильгельма Телля выносят решение ключевых проблем на референдум. 

Надо сказать, предусмотрительные швейцарцы исподволь — и не без юмора — готовятся к возможным угрозам со стороны европейских соседей. Минувшей осенью в альпийской республике прошли учения. Швейцарские войска «отражали» воображаемое нападение французов на один из кантонов. Согласно штабному сценарию, французы вознамерились силой вернуть деньги, которые у них якобы украли швейцарцы. Маневры прошли успешно, и «агрессоры» получили отпор.