Эротика для политика

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

02.02.2014

Тридцать два эротических рисунка великого скульптора Огюста Родена впервые показаны на выставке «Клемансо и современные художники». Она открылась в Историческом музее Вандеи (Historial de la Vendée), расположенном в городе Ле Люк-сюр-Булонь. 

Политик, получивший прозвище Тигр и в начале XX века дважды возглавлявший французское правительство, был известен своими амурными похождениями. Скорее всего, именно поэтому Роден и преподнес ему серию своих работ. Их обнаружили только в 2005 году и до нынешнего дня скрывали в запасниках парижского Музея Клемансо.  

По собственному признанию Родена, ничто его не волновало так, как обнаженная женская плоть. Завороженный мастер часами писал ее, не глядя на бумагу. Тело он сравнивал с прекрасным луком, в который божественный Амур вкладывает свои невидимые стрелы. 

Скульптор заставлял свои модели принимать самые смелые позы, чтобы возбуждать в нем творческий огонь. Еще при жизни мэтра парижский критик написал, что, глядя на эти эскизы, покраснеет даже обезьяна.

Среди его натурщиц были актрисы, балерины, гризетки, девицы легкого поведения и знатные дамы. О посещении мастерской Родена знаменитая танцовщица Айседора Дункан рассказала в автобиографической «Моей исповеди». Это случилось в 1900 году, когда мэтру было за 60, а танцовщице лет на сорок меньше. Если верить повествованию, Роден был близок к тому, чтобы овладеть ею, но в последнюю минуту Айседора ускользнула из объятий и — потом жалела об этом всю жизнь.

Если эротика Огюста произвела на Тигра сильное впечатление, по поводу знаменитой роденовской статуи Бальзака вспыхнули разногласия. Клемансо она не понравилась, однако премьер, в конце концов, дал согласие на ее установку. Окончательно друзья разошлись во время работы Родена над бюстом Клемансо. Скульптор предложил десятка три вариантов, но ни один не устроил высокопоставленную модель.