К чему снится Пикассо?

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

22.05.2019

Во Французской синематеке развернута уникальная выставка «Когда Федерико Феллини снился Пабло Пикассо». Здесь представлено около пятидесяти работ художника и рисунки режиссера. Одновременно в Синематеке проходит ретроспектива фильмов автора «Сладкой жизни».

Феллини рассказывал, что Пабло снился ему четырежды, всякий раз в момент кризиса. Впервые это случилось в 1962 году во время съемок «Восьми с половиной»: Федерико увидел во сне море. Впереди плыл человек. Когда он обернулся, режиссер узнал Пикассо, который звал его следовать за ним. Для режиссера это был знак свыше. В другом сне он вместе с женой Джульеттой Мазиной сидел за одним столом с Пикассо и выслушивал его советы. Тот «по-отцовски» призывал его никогда не опускать руки.

Столь нетривиальные сновидения Феллини психиатры объясняют тем, что испанский мэтр был для знаменитого итальянца не только величайшим живописцем, но и прообразом творца и демиурга. Режиссер стремился быть на него похожим.

За толкованием загадочных грез Феллини обратился к известному психоаналитику и астрологу, последователю Карла Густава Юнга Эрнсту Бернхарду. Доктор предложил Федерико запечатлеть ночные галлюцинации на бумаге. Зарисовка сновидений продолжалась около 30 лет. В дальнейшем эти работы были собраны в «Книге моих снов», опубликованной после смерти режиссера. Беседы Феллини с психоаналитиком, утверждают биографы, повлияли на его творчество.

— Для Феллини эти ночные грезы служили творческим импульсом, — отмечает куратор экспозиции в Синематеке Одре Норсиа. — Появление Пикассо совпадало с самыми главными фильмами в жизни Федерико. Для режиссера художник играл роль своего рода талисмана. Пикассо подпитывал его воображение.

Отголоски голубого и розового периодов Пикассо заметны в фильмах «Дорога», «Маменькины сынки», «Ночи Кабирии». А в «Мошенниках» художник-неудачник даже носит имя Пикассо. В творчестве двух гениев много общего. Начиная от тем и мотивов: оба частенько изображали бродячих комедиантов, клоунов, арлекинов, наездниц, путан, дрессировщиков и мелких воришек. Мэтр с нежностью снимал бордели, в которых писатели, художники и режиссеры, по его словам, приобретали бесценный опыт: «В те дни отношение к публичному дому было несколько иное, чем сегодня. Он воспринимался как жизненная необходимость». Неисчерпаемым источником вдохновения служили они и для Пикассо — вспомним хотя бы знаменитых «Авиньонских девиц» (первоначальное название «Философский бордель») или серию эротических офортов к рассказу Мопассана «Заведение Телье». Схожи и некоторые жизненные обстоятельства.

Например, в 1967 году волею случая Феллини поселился в Риме на улице Маргутта, 110, — в том же самом доме, где за полвека до этого располагалась мастерская молодого Пабло. Но и на этом совпадения не заканчиваются.

Так, Федерико с юных лет проявил себя замечательным рисовальщиком. В 19 лет создавал карикатуры для юмористического еженедельника «Марк Аврелий». В кино он дебютировал лишь в 1945 году в качестве помощника сценариста в эпохальной ленте Роберто Росселлини «Рим — открытый город», которая положила начало итальянскому неореализму и дала путевку в кинематограф будущему классику. В «Интервью» и в других картинах, полагают искусствоведы, режиссер использует камеру как кисть или карандаш.

В свою очередь Пикассо всегда живо интересовался кино: с удовольствием позировал профессионалам и снимал на любительскую камеру. В своей мастерской в средиземноморском Валлорисе вместе с Фредериком Россифом художник выступил в роли режиссера — снял фильм «Смерть Шарлотты Корде». К сожалению, пленка утеряна, осталось лишь несколько фотографий.

Остается загадкой, почему два мэтра так и не встретились. Скорее всего, никто не хотел делать первый шаг. «Я видел его всего один раз, в Канне во время показа «Ночей Кабирии», — вспоминал Феллини. — Я был тогда с Сименоном, который собирался нас представить друг другу, но Пикассо затерялся в толпе. Тем не менее, я успел заметить его глаза: цвета темного каштана, пронизывающие, словно лазеры».