Как провести ночь с Джокондой

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

27.04.2019

Если в далекие времена во дворце Лувра почивали только монархи, то теперь впервые он предоставит свои покои простым смертным. В ночь на первое мая сего года победитель беспрецедентного конкурса вместе со спутником или спутницей проведут ночь среди величайших шедевров мира. В рекламном анонсе им обещаны «сюрпризы». «Чудеса начинаются, когда в залах гаснет свет», — ​многообещающе интригует Мона Лиза.

Вначале «эксклюзивная» экскурсия, аперитив у Джоконды, ужин в компании Венеры Милосской; затем «вдохновленные богиней любви и красоты» получат возможность «расслабиться» на концерте в пышных апартаментах Наполеона  III и — ​вишенка на торте — ​провести ночь под сводами стеклянной пирамиды, за которой последует «завтрак в постель».

Победителем состязания станет тот, кто, по мнению жюри, даст лучший ответ на вопрос: «Почему вы считаете себя идеальным гостем Венеры?» Этот конкурс Лувр вместе с интернет-сервисом аренды жилья Airbnb приурочил к 30-летию пирамиды, установленной над входом в самый популярный музей мира. В прошлом году его посетили рекордные 10,2 млн человек.

Лувр идет по стопам Государственного музея Амстердама, где в 2017 году прошел аналогичный перформанс. Тогда десятимиллионный гость получил право «первой ночи» у знаменитого полотна Рембрандта «Ночной дозор». Правда, гость так переволновался, что не смог сомкнуть глаз.

«Многие музеи, включая Лувр, вступили в эпоху экспериментального маркетинга с использованием социальных сетей, — ​подчеркивает профессор парижского Института политических наук Кристоф Риу. — ​Они стремятся к интерактивной близости с широкими массами, которые в основном туда не ходят». Поэтому для части молодежи Пикассо — ​это марка автомобиля, а не имя великого художника.

Новый пиаровский ход Лувра вызвал неоднозначную реакцию. «Партнерство» одного из символов Франции с коммерческим сайтом философ Оливия Бьянки назвала «унизительным». Тем более, что Airbnb обвиняют в нарушении налогового законодательства. А также напоминают, что Airbnb уже заманивал клиентов провести ночь в подводной камере парижского Океанариума в окружении 35 акул, в универмаге Galeries Lafayette, в столичных катакомбах, а также в румынском замке Дракулы. Дошла очередь и до «святынь».

При этом Лувр преследует двойную цель: заинтересовать молодежь и одновременно привлечь в свои стены разные социальные классы. Сегодня, согласно опросам, примерно половине его посетителей меньше тридцати лет, но лишь 18 процентов — ​моложе 18 лет. Кроме того, из них 60 процентов приходят в Лувр реже раза в год.

Трудно сказать, какие дивиденды получит от «партнерства» с Airbnb Лувр. До недавнего времени в пиаровской кампании музея самой шумной акцией считался клип «Apeshit» («Обезьянье г…). Его записала звездная пара — ​американская певица Бейонсе и рэпер Jay-Z для нового альбома «Everything is love». «Мы живем роскошно, роскошно, — ​припевает Бейонсе на фоне шедевров. — ​Дорогие ткани, дорогие привычки».

Снятый летом прошлого года клип посмотрели на YouTube более 160 миллионов. Но и Лувр не остался в накладе. За подобные услуги он всегда выставляет большой счет. По всей видимости, возрос и поток визитеров. И теперь некоторые молодые посетители повторяют чувственные жесты провокационной «хореографии» Бейонсе — ​Jay-Z перед знаменитыми полотнами типа «Коронация Наполеона», «Брак в Кане», «Портрет мадам Рекамье» и скульптурой Ника Самофракийская. «Apeshit », несомненно, привел в Лувр «новые лица». Теперь для некоторой публики великая сокровищница, признают социологи, ассоциируется в первую очередь с Бейонсе и ее супругом, а не с искусством.

Чтобы расширить аудиторию и привлечь неофитов, музей дважды обращался к услугам уличного авангардиста, так называемого JR, у которого в «Инстаграме» около 1,3 миллиона подписчиков. Его последняя инсталляция, появившаяся в конце марта, также была посвящена пирамиде. При содействии четырехсот волонтеров он заклеил все пространство вокруг пирамиды бумажными листами с нанесенным на них компьютерным рисунком. «Образы эфемерны, как сама жизнь», — ​вздыхал в «Твиттере» JR. Со своей стороны, директор Лувра Жан-Люк Мартинез многозначительно изрек: «Пирамида — ​это дверь, которая ведет не только в Лувр, но и в современность».

В юбилейной программе музея, рассчитанной до февраля будущего года, три десятка спектаклей. Помимо непременных экспозиций, в День музыки, 21 июня, в музейных стенах выступит симфонический оркестр. В Национальный праздник 14 июля, день взятия Бастилии, молодой хореограф Кадер Атту, потомок алжирских иммигрантов, в Квадратном дворе Лувра покажет микс «От брейк-данса до Моцарта» — ​танцевальную панораму от классики до хип-хопа. «Некоторые полагают, что невозможно совмещать хип-хоп и классический танец, — ​убежден Кадер Атту. — ​Это не так — ​нужно просто найти связь между ними».

— Лувр, — ​иронизируют некоторые искусствоведы, — ​стремится идти в ногу с прогрессом во всех жанрах. Не забыт и спорт, который, в конце концов, тоже можно отнести к искусству. Популярная велогонка «Тур де Франс» перед финишем на Елисейских полях 28 июля промчится мимо пирамиды.

Но несмотря на все нововведения, гвоздем нынешнего сезона в Лувре станет не брейк-данс и не велогонка, а эпохальная выставка Леонардо да Винчи, посвященная 500-летию со дня смерти художника. Она откроется 24 октября и продлится четыре месяца.


Фото на анонсе: JTB Photo/TASS