«Оскар»: в плену супергероев

26.02.2019

Павел СУРКОВ

Интрига свежего «Оскара» оказалась довольно острой, правда, рассчитанной не столько на массового зрителя, сколько на кинопроизводителей. Никогда еще в главных номинациях «кино о супергероях» не присутствовало так явно, впервые о себе масштабно заявили стриминговые интернет-сервисы. Кроме того, премия подтвердила тренды, существующие сегодня в американском обществе.

Формат церемонии на этот раз выглядел необычно. Во-первых, впервые за 30 лет не оказалось ведущего: комик Кевин Харт позволил себе несколько противоречивых гомофобных твитов и был отстранен. Пришлось отдуваться актерам, вручавшим призы, — ​иногда получалось замечательно, как у Гэри Олдмена и Эллисон Дженни. Во-вторых, жестко ограничили тайминг, дабы уложиться в три часа трансляции — ​в основном за счет сокращения продолжительности музыкальных номеров.

Правда, для прозвучавшей в дебюте группы Queen сделали исключение: Брайан Мэй и Роджер Тейлор вместе с певцом Адамом Ламбертом исполнили стопроцентные хиты — ​легендарному дуплету «We Will Rock You» и «We Are The Champions» подпевал весь зал. Ну а когда на экране появился Фредди Меркьюри, стало ясно, что судьба одного из главных призов предрешена.

Фото: Chris Pizzello/AP/ТАСС

После «Оскара‑2019» можно и нужно говорить о фильмах, снятых по комиксам, как о части большого кинематографа. Никогда еще супергеройское кино не присутствовало на премии столь явно: оно значилось во всех главных номинациях. Причем доминировали персонажи Marvel. Приз за лучшую полнометражную анимацию ушел к ленте «Человек-паук: через вселенные». Вечный триумф Pixar поколебался, и причина понятна. Marvel представили «пента-эпос»: вместо погибшего в самом начале Человека-паука в фильме действуют пять его воплощений из различных комиксовых вселенных, наиболее убедительными смотрятся Паук-Нуар, озвученный Николасом Кейджем, и нелепый, но забавный Паук-Свин.

Нельзя не отметить и еще один проект от Marvel — ​«Черную пантеру». Повествование о супергерое из африканской страны Ваканда принесло создателям три награды: за лучшие костюмы (в данной номинации, впрочем, всех поразил, скорее, наряд вручавшей статуэтку Мелиссы Маккарти: та появилась на сцене в мантии с длинным шлейфом, расшитым плюшевыми кроликами), за лучший саундтрек и за работу художника-постановщика, что тоже вполне объяснимо. Мир Ваканды — ​ирреально красив, новейшие технологии в нем сочетаются с природными и историческими артефактами, этакий своеобразный гимн эконауке…

Еще один тренд оскароносных фильмов — ​их стилистическая направленность. Если несколько лет назад в листе номинантов властвовали ленты о нелегкой судьбе, то в этот раз налицо нарочитая музыкальность большого числа представленных к награде картин. С музыкой, так или иначе, связаны «Звезда родилась», «Зеленая книга» и, конечно, прекрасная «Богемская рапсодия», собравшая наибольшее число статуэток — ​четыре.

Что касается основной музыкальной номинации — ​за лучшую песню, — ​то тут интрига отсутствовала. Shallow в исполнении Леди Гаги и Брэдли Купера звучала последние месяцы отовсюду, и сомневаться в том, что именно ей достанется «Оскар», не приходилось.

Примерно так же вышло и с «Богемской рапсодией». Все четыре «Оскара» байопика о Фредди Меркьюри абсолютно логичны: в трех технических номинациях (за лучший монтаж звука, звукорежиссуру и монтаж) у картины практически отсутствовали конкуренты. А вот приз Рами Малека за лучшую мужскую роль надо разделить с певцом Марком Мартелом, исполнившим большую часть вокальных партий, и, конечно же, с самим Фредди Меркьюри, чей образ актер воплотил на экране.

В благодарственной речи, посвященной эмигрантскому сообществу, Малек лишний раз подтвердил один из последних трендов «Оскара». «Богемская рапсодия» — ​эпический путь успеха мальчишки с Занзибара, покорившего мир и ставшего одним из главных рок-звезд всех времен и народов, что Малек (в чьих жилах течет египетская кровь) не преминул подчеркнуть. Но и в других номинациях тенденция сохраняется: приз за лучший адаптированный сценарий достался «Черному клановцу» Спайка Ли, рассказывающему о том, как чернокожий детектив и еврей-полицейский разоблачили куклуксклановцев. Подобное кино может рассматриваться как социальная сатира, но и как абсолютно мейнстримный сюжет.

При этом спорную большую политику на «Оскаре» трогали минимально: например, довольно рискованный фильм «Власть» взял лишь одну статуэтку. История вице-президента Дика Чейни, для роли которого Кристиан Бэйл потолстел на двадцать с лишним кило и побрился наголо — ​это беспощадно острая сатира на дела совсем недавних дней, ее прототипы пока живы-здоровы. Единственная статуэтка «Власти» досталась в номинации за лучший грим — ​при всей политкорректности не оценить преображение Бэйла в Чейни, а Сэма Рокуэлла — ​в Джорджа Буша-младшего было невозможно.

Политические же экивоки «Оскара»-2019 касались в основном нынешнего президента Дональда Трампа и его внешней политики (в частности, по отношению к Мексике). Тем более, что Альфонсо Куарон снял действительно мощный фильм «Рома» — ​название отсылает нас к имени одного из районов мексиканской столицы, где происходят события картины.

Куарон, получивший все необходимые регалии за успешнейшую «Гравитацию», снял «фильм для себя»: черно-белый, откровенный и во многом пугающий. «Рома» — ​бескомпромиссная, на разрыв души история мексиканской женщины, оказавшейся в кипящем ядре социального водоворота. Неудивительно, что Куарон единолично унес три награды: как лучший режиссер, оператор и приз за лучший фильм на иностранном языке.

«Рома» создавалась исключительно для показа на платформе Netflix и к прокату в обычных кинотеатрах не планировалась. Так что успех Куарона — ​это еще и победа стриминговых сервисов над традиционным кинопрокатом, подчеркивающая кардинальный передел рынка: теперь кинотеатр окончательно расположился дома у зрителя, и стриминговые платформы представляют материал, порой оказывающийся на голову выше того, что идет в больших залах. «Рома» — ​тому однозначное подтверждение. А если вспомнить и о других эксклюзивах Netflix («Птичий короб», «Маугли» или «Тау»), то становится очевидно: отныне стриминг специализируется не только на сериалах, но и на большом кино, как на мейнстримном, так и на авторском.

Тем не менее, несмотря на все достоинства «Ромы», учитывая политический контекст, получить главную премию она не могла. Самый престижный «Оскар» ушел к «Зеленой книге» Питера Фаррелли (плюс еще две статуэтки) — ​фильму яркому, крепко сбитому, но чрезвычайно ровному и предсказуемо конъюнктурному, что отметила и американская пресса. Своим выбором жюри окончательно расписалось в политкорректности, решив не устраивать мексиканских триумфов. «Зеленая книга» если и останется в учебниках кинематографии, то главным образом благодаря блестящему финальному диалогу.

Фото: Chris Pizzello/AP/ТАСС

Итак, ставших уже привычными для «Оскара» громких скандалов на церемонии не приключилось, оглушительных побед не вышло. Меж тем на фоне премии основные кинематографические и социокультурные тенденции вновь проступают со всей очевидностью: мир принадлежит супергероям, вокруг гремит музыка, а политкорректность и толерантность правят бал.


Фото на анонсе: Chris Pizzello/AP/ТАСС




Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть