«Оскар»: в плену супергероев

Павел СУРКОВ

26.02.2019

Интрига свежего «Оскара» оказалась довольно острой, правда, рассчитанной не столько на массового зрителя, сколько на кинопроизводителей. Никогда еще в главных номинациях «кино о супергероях» не присутствовало так явно, впервые о себе масштабно заявили стриминговые интернет-сервисы. Кроме того, премия подтвердила тренды, существующие сегодня в американском обществе.

Формат церемонии на этот раз выглядел необычно. Во-первых, впервые за 30 лет не оказалось ведущего: комик Кевин Харт позволил себе несколько противоречивых гомофобных твитов и был отстранен. Пришлось отдуваться актерам, вручавшим призы, — ​иногда получалось замечательно, как у Гэри Олдмена и Эллисон Дженни. Во-вторых, жестко ограничили тайминг, дабы уложиться в три часа трансляции — ​в основном за счет сокращения продолжительности музыкальных номеров.

Правда, для прозвучавшей в дебюте группы Queen сделали исключение: Брайан Мэй и Роджер Тейлор вместе с певцом Адамом Ламбертом исполнили стопроцентные хиты — ​легендарному дуплету «We Will Rock You» и «We Are The Champions» подпевал весь зал. Ну а когда на экране появился Фредди Меркьюри, стало ясно, что судьба одного из главных призов предрешена.

После «Оскара‑2019» можно и нужно говорить о фильмах, снятых по комиксам, как о части большого кинематографа. Никогда еще супергеройское кино не присутствовало на премии столь явно: оно значилось во всех главных номинациях. Причем доминировали персонажи Marvel. Приз за лучшую полнометражную анимацию ушел к ленте «Человек-паук: через вселенные». Вечный триумф Pixar поколебался, и причина понятна. Marvel представили «пента-эпос»: вместо погибшего в самом начале Человека-паука в фильме действуют пять его воплощений из различных комиксовых вселенных, наиболее убедительными смотрятся Паук-Нуар, озвученный Николасом Кейджем, и нелепый, но забавный Паук-Свин.

Нельзя не отметить и еще один проект от Marvel — ​«Черную пантеру». Повествование о супергерое из африканской страны Ваканда принесло создателям три награды: за лучшие костюмы (в данной номинации, впрочем, всех поразил, скорее, наряд вручавшей статуэтку Мелиссы Маккарти: та появилась на сцене в мантии с длинным шлейфом, расшитым плюшевыми кроликами), за лучший саундтрек и за работу художника-постановщика, что тоже вполне объяснимо. Мир Ваканды — ​ирреально красив, новейшие технологии в нем сочетаются с природными и историческими артефактами, этакий своеобразный гимн эконауке…

Еще один тренд оскароносных фильмов — ​их стилистическая направленность. Если несколько лет назад в листе номинантов властвовали ленты о нелегкой судьбе, то в этот раз налицо нарочитая музыкальность большого числа представленных к награде картин. С музыкой, так или иначе, связаны «Звезда родилась», «Зеленая книга» и, конечно, прекрасная «Богемская рапсодия», собравшая наибольшее число статуэток — ​четыре.

Что касается основной музыкальной номинации — ​за лучшую песню, — ​то тут интрига отсутствовала. Shallow в исполнении Леди Гаги и Брэдли Купера звучала последние месяцы отовсюду, и сомневаться в том, что именно ей достанется «Оскар», не приходилось.

Примерно так же вышло и с «Богемской рапсодией». Все четыре «Оскара» байопика о Фредди Меркьюри абсолютно логичны: в трех технических номинациях (за лучший монтаж звука, звукорежиссуру и монтаж) у картины практически отсутствовали конкуренты. А вот приз Рами Малека за лучшую мужскую роль надо разделить с певцом Марком Мартелом, исполнившим большую часть вокальных партий, и, конечно же, с самим Фредди Меркьюри, чей образ актер воплотил на экране.

В благодарственной речи, посвященной эмигрантскому сообществу, Малек лишний раз подтвердил один из последних трендов «Оскара». «Богемская рапсодия» — ​эпический путь успеха мальчишки с Занзибара, покорившего мир и ставшего одним из главных рок-звезд всех времен и народов, что Малек (в чьих жилах течет египетская кровь) не преминул подчеркнуть. Но и в других номинациях тенденция сохраняется: приз за лучший адаптированный сценарий достался «Черному клановцу» Спайка Ли, рассказывающему о том, как чернокожий детектив и еврей-полицейский разоблачили куклуксклановцев. Подобное кино может рассматриваться как социальная сатира, но и как абсолютно мейнстримный сюжет.

При этом спорную большую политику на «Оскаре» трогали минимально: например, довольно рискованный фильм «Власть» взял лишь одну статуэтку. История вице-президента Дика Чейни, для роли которого Кристиан Бэйл потолстел на двадцать с лишним кило и побрился наголо — ​это беспощадно острая сатира на дела совсем недавних дней, ее прототипы пока живы-здоровы. Единственная статуэтка «Власти» досталась в номинации за лучший грим — ​при всей политкорректности не оценить преображение Бэйла в Чейни, а Сэма Рокуэлла — ​в Джорджа Буша-младшего было невозможно.

Политические же экивоки «Оскара»-2019 касались в основном нынешнего президента Дональда Трампа и его внешней политики (в частности, по отношению к Мексике). Тем более, что Альфонсо Куарон снял действительно мощный фильм «Рома» — ​название отсылает нас к имени одного из районов мексиканской столицы, где происходят события картины.

Куарон, получивший все необходимые регалии за успешнейшую «Гравитацию», снял «фильм для себя»: черно-белый, откровенный и во многом пугающий. «Рома» — ​бескомпромиссная, на разрыв души история мексиканской женщины, оказавшейся в кипящем ядре социального водоворота. Неудивительно, что Куарон единолично унес три награды: как лучший режиссер, оператор и приз за лучший фильм на иностранном языке.

«Рома» создавалась исключительно для показа на платформе Netflix и к прокату в обычных кинотеатрах не планировалась. Так что успех Куарона — ​это еще и победа стриминговых сервисов над традиционным кинопрокатом, подчеркивающая кардинальный передел рынка: теперь кинотеатр окончательно расположился дома у зрителя, и стриминговые платформы представляют материал, порой оказывающийся на голову выше того, что идет в больших залах. «Рома» — ​тому однозначное подтверждение. А если вспомнить и о других эксклюзивах Netflix («Птичий короб», «Маугли» или «Тау»), то становится очевидно: отныне стриминг специализируется не только на сериалах, но и на большом кино, как на мейнстримном, так и на авторском.

Тем не менее, несмотря на все достоинства «Ромы», учитывая политический контекст, получить главную премию она не могла. Самый престижный «Оскар» ушел к «Зеленой книге» Питера Фаррелли (плюс еще две статуэтки) — ​фильму яркому, крепко сбитому, но чрезвычайно ровному и предсказуемо конъюнктурному, что отметила и американская пресса. Своим выбором жюри окончательно расписалось в политкорректности, решив не устраивать мексиканских триумфов. «Зеленая книга» если и останется в учебниках кинематографии, то главным образом благодаря блестящему финальному диалогу.

Итак, ставших уже привычными для «Оскара» громких скандалов на церемонии не приключилось, оглушительных побед не вышло. Меж тем на фоне премии основные кинематографические и социокультурные тенденции вновь проступают со всей очевидностью: мир принадлежит супергероям, вокруг гремит музыка, а политкорректность и толерантность правят бал.


Фото на анонсе: Chris Pizzello/AP/ТАСС