Комсомольский шансон Жана Ренуара

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

06.12.2018

В парижском Музее Орсе проходит выставка «Ренуары. Отец и сын», посвященная уникальному творческому дуэту художника и режиссера — Пьера Огюста и Жана Ренуаров. В экспозиции около 140 работ — картины, фильмы, фотографии, керамика, документы, рассказывающие о судьбе двух гениев, о диалоге живописи и кино.

Знаменитый импрессионист Пьер Огюст Ренуар оказал огромное влияние на своего сына, одного из крупнейших мастеров мирового кино. Он запечатлел отпрыска в общей сложности более чем в шестидесяти картинах и рисунках, часть которых представлена на выставке. Со своей стороны, Жан Ренуар видел миссию в популяризации творчества родителя на экране. «В моей жизни, — говорил он, — были периоды, когда я делал все, чтобы избежать влияния отца, и, наоборот, когда многое у него заимствовал».

Кроме того, он написал биографию именитого родителя. «Эта жизнь представлялась ему радостной, любой этап ее знаменовался дивными открытиями. Каждый взгляд на мир искренне изумлял его, был сюрпризом, который он не старался скрыть от других. Я бывал свидетелем мучительных страданий моего отца, но я никогда не видел, чтобы он скучал», — рассказывал Жан Ренуар.

В молодые годы Жан пошел по пути отца — занимался керамикой, пробовал свои силы в живописи. Неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы не Первая мировая война, где он, младший лейтенант, получил тяжелое ранение. Увлекся кино и решил стать режиссером, посмотрев ленту «Костер пылающий» с русской звездой Иваном Мозжухиным. Вскоре Жан женился на натурщице своего отца Катрин Гесслинг и вознамерился превратить ее в кинозвезду. Она сыграла в первых немых лентах Ренуара, и в частности в экранизации романа Золя «Нана», но большой актрисы из нее не получилось. Чтобы иметь возможность снимать, Жан продал после смерти отца несколько сотен его картин, которые получил в наследство.

С появлением звукового кино Жан Ренуар экранизировал «Мадам Бовари» Флобера и горьковскую пьесу «На дне» со знаменитыми актерами Жаном Габеном и Луи Жуве (фильм первым удостоился премии Луи Деллюка). В конце 30-х годов выпустил «Загородную прогулку», «Великую иллюзию» и «Правила игры» — общепризнанные вершины мирового кинематографа. Его авторское кино называли «поэтическим реализмом».

В предвоенные годы Ренуар-сын сблизился с компартией и вместе с другими режиссерами снял ленту «Жизнь принадлежит нам», наряду с «Интернационалом» в ленте звучит песня о комсомольцах, написанная Шостаковичем.

После начала Второй мировой войны Ренуар перебрался в Лос-Анджелес. Много работал, но карьера в Голливуде не сложилась. «Ренуар очень талантлив, но он не наш», — высокомерно заявил американский продюсер Дэррил Занук. Тем не менее незадолго до своей кончины Ренуар удостоился «Оскара» за вклад в развитие киноискусства.

Чтобы сменить обстановку, режиссер отправился из Соединенных Штатов в Индию, где создал свой первый цветной фильм «Река», который, по мнению критиков, перекликается с поздними работами его отца. Эта лента про реку Ганг оказала влияние и на все индийское кино.

Вернувшись в Париж, Ренуар решил наладить утраченный контакт со своей публикой и снял «Французский канкан» — историю парижского кабаре «Мулен Руж» в эпоху, когда там проводили время художники Пьер Огюст Ренуар и Тулуз-Лотрек. Жан вновь черпал вдохновение в импрессионизме, и зрители увидели в его ленте «ожившую живопись».

Еще при жизни Жан Ренуар превратился в культовую фигуру, оказался предтечей французской «Новой волны». Им восхищались такие мэтры, как Франсуа Трюффо, Мартин Скорсезе, Вуди Аллен, Орсон Уэллс. Сам Ренуар называл себя человеком XIX столетия, скромным наследником отцовского гения, верность которому хранил всю жизнь. Стремился внести свою лепту в «мир, который жаждет красоты».

Так же как и для отца, для Жана Ренуара «не было крупных и мелких событий, маленьких или больших художников, незначительных или значительных открытий, были животные, люди, деревья, которые выполняли свое назначение, и те, что находились «в стороне». «Главная функция человеческого существа — это жить, первый долг его — уважать жизнь», — писал он в своей книге. Он причислял себя к племени фаталистов и призывал людей следовать заветам Ренуара-старшего. «Не следует насиловать судьбу», — гласила его теория. «Будь «поплавком», — говорил он, — надо вести себя в жизни как поплавок, подхваченный течением ручья».




Фото на анонсе: Жан Ренуар на съемках фильма «Загородная прогулка»