С миру по фото

Ксения ПОЗДНЯКОВА

16.11.2018

В Галерее классической фотографии проходит выставка одного из самых многообещающих французских фотографов Алекса ПЕРРЭ «На перекрестке миров». Экспозиция включает в себя несколько серий, созданных за последние семь лет. Из колоссального объема материала автор отобрал 70 лучших снимков, которые и представил на суд зрителей. Творчество Перрэ многогранно: в нем смешались разные страны, культуры, мировоззрения. Обозреватель «Культуры» расспросила Алекса о путешествиях, любви к людям и чем ему запомнился чемпионат мира по футболу 2018 года.

культура: На выставке представлена целая серия фотографий, посвященных триумфу сборной Франции на чемпионате мира. Вы ярый болельщик?
Перрэ: Нет, я не фанат футбола, но пропустить такое событие, как мундиаль, не мог. Нечто подобное я пережил в 1998 году, когда Франция также выиграла чемпионат. Но тогда я еще не был фотографом. Я был подростком. Такой нашу страну я больше не видел. ЧМ мира — это не только спортивное событие, оно влияет на все сферы жизни. Что уж говорить о победе. Это невероятная энергетика. Весь наш народ собрался под единым флагом. Точно так же, как в 1998 году этим летом французы праздновали общую победу вне зависимости от социального положения, уровня образования и культуры, этнической принадлежности. Границы между людьми стерлись. В тот момент мы все были французами. Мы были едины. К сожалению, длилось это недолго.

культура: Сложно было запечатлеть эту радость, это единство...
Перрэ: Напротив. Во время таких крупных спортивных мероприятий люди, как правило, счастливы. И в такие моменты они легко идут на контакт. Им нравится фотографироваться, нравится позировать. Так что совсем не трудно.

культура: А как начиналась Ваша профессиональная деятельность?
Перрэ: Когда мне было 23–24 года, я отправился путешествовать по Южной Америке. Тогда я еще не знал, что стану фотографом, мне просто хотелось поделиться тем, что переживаю, с друзьями, родными. Тогда я купил свой первый фотоаппарат, первую в жизни зеркалку. Поначалу у меня ничего не получалось. Я понятия не имел, что такое выдержка, диафрагма. Я пошел к профессиональному фотографу, положил перед ним камеру и попросил его дать мне несколько уроков. Всего их было около пятнадцати. После этого я отправился в Аргентину, затем в Боливию. Там я много снимал и внезапно понял, что мне нравится этим заниматься. Собственно, так все и началось.

культура: Каковы Ваши самые лучшие и самые худшие воспоминания о съемках?
Перрэ: Самое худшее — это когда у меня украли фотоаппарат. Ответить, что было лучшим, значительно труднее. Каждая новая работа полна приятных сюрпризов, невероятных открытий. Например, несколько недель назад в Париже я оказался среди японских туристов. Окружив меня, они смеялись, болтали. Это было весело. Не каждый день сталкиваешься один на один с двадцатью японцами. Моя память хранит множество прекрасных моментов, происходивших в России, Аргентине, Грузии, Индии.

культура: Вы объехали почти всю планету. Есть место, которое Вам особенно дорого?
Перрэ: Мне 38 лет, впервые я отправился в путешествие, когда мне было двадцать. Я побывал в Англии, Испании, Аргентине. Жил, работал. Но если в Англии и Испании я провел два года, то в Аргентине задержался на семь лет. В путешествиях меня больше всего привлекает возможность узнать новую страну, изучить язык, общаться с людьми. Я хорошо знаю испанский, объехал всю Латинскую Америку: Боливию, Аргентину, Колумбию. Мне бы хотелось также выучить русский, чтобы понимать, о чем говорят люди на улицах, над чем шутят, что их волнует. Обидно, когда вокруг все смеются, а ты ничего не понимаешь. Конечно, существует перевод. Меня сопровождает подруга, которая мне переводит, но это не одно и то же. Вообще, мне кажется, невозможно узнать страну за пару недель отпуска. Чтобы понять, нужно пожить несколько месяцев.

культура: Что бы Вы хотели донести Вашими работами?
Перрэ: Понимаете, мы все время сталкиваемся с негативным мнением о той или иной стране. Все дело в том, что у всех есть соседи, с которыми они не ладят. У аргентинцев проблемы с боливийцами, у Боливии сложности с Перу, на Украине недолюбливают поляков и так далее. Но со временем понимаешь, что различий между нами не так уж и много. И француз, и китаец, и русский — все хотят примерно одного и того же: дать образование детям, чтобы у них была потом работа, чтобы они были счастливы, чтобы создали свои семьи. По телевизору, в новостях нам обычно показывают один негатив. Мне же хочется продемонстрировать позитивные стороны: красоту городов, улиц, людей. Например, возьмем Россию. Я часто слышал, что здесь живут холодные, суровые, закрытые люди. Но это не так. У вас так же, как и в других странах, обожают веселиться, устраивать праздники. На улице можно у любого спросить дорогу, попросить о помощи, тебе никогда не откажут. Люди — везде люди. Именно это мне и хочется показать. Что во всех есть частичка Бога, что в каждом есть что-то хорошее.

культура: На выставке представлено 70 снимков. А если бы Вас попросили выбрать какой-то один, на каком бы остановились?
Перрэ: Сложно сказать. Есть фотографии, которыми я горжусь с технической точки зрения. Например, теми, что содержат «двойной сюжет», — до меня так никто не делал. Такого эффекта очень тяжело добиться. Но чисто по-человечески я бы остановился на фотографии, ставшей афишей этой выставки, где на фоне мечети запечатлены пожилой араб и молодой еврей. Этот снимок очень символичен. Люди, которые его видят, часто говорят мне: «Невозможно представить себе мир между Израилем и Палестиной, а тебе удалось это заснять на пленку». Я горд этим. Хотя технически в ней нет ничего сложного, здесь скрыта идея, которая для меня очень важна. Такие снимки — настоящие подарки для фотографа.

культура: Но сегодня каждый может почувствовать себя фотографом. Достаточно взять в руки смартфон, сделать пару кликов — и снимок готов. Не думаете ли Вы, что со временем любители вытеснят профессионалов?
Перрэ: Мне кажется, нет. Каждый человек может сделать одно по-настоящему хорошее фото, но повторить успех сто, двести раз способен лишь профессионал.

Например, есть потрясающий иранский фотограф, который, чтобы избежать придирок полиции, одно время снимал на мобильный. Так ему было проще работать. Он использовал смартфон как инструмент, но все же оставался профессионалом своего дела. Его снимки великолепны. Но это скорее исключение.

К тому же качество камер смартфонов пока не достигло профессионального уровня. Они слишком автоматизированы: там трудно настроить глубину кадра, яркость, экспозицию.

культура: И тем не менее у Вас есть страничка в Instagram.
Перрэ: Да, но снимаю я по-прежнему на профессиональный фотоаппарат.