С чувством, с толком, с расстановкой

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

01.11.2018

В парижском Музее Осипа Цадкина решили испытать «Чувство материи». Выставку приурочили к 130-летию со дня рождения одного из самых значительных скульпторов-авангардистов минувшего века. Цадкин — единственный уроженец Российской империи, который имеет свой музей не только в Париже, но и в маленькой деревушке Лез Арк, департамент Лот, на юго-западе Франции.

Пожалуй, самый блистательно-гротескный портрет Осипа Цадкина оставил Валентин Катаев на первых страницах мемуарной книги «Алмазный мой венец». Скульптор фигурирует там под именем Брунсвик. «Он поносил Родена и Бурделя, объяснял упадок современной скульптуры тем, что нет достойных сюжетов, а главное, что нет достойного материала. Его не устраивали ни медь, ни бронза, ни чугун, ни тем более банальный мрамор, ни гранит, ни бетон, ни дерево, ни стекло...» — писал Катаев, который познакомился с Цадкиным в одном из закоулков Монпарнаса.

Мэтр всегда был недоволен шедеврами, вспоминал Валентин Петрович, и разбивал их на куски молотком или распиливал пилой. На него смотрели с обожанием, как на пророка. Воодушевленный катаевскими рассказами о его исторической родине, Брунсвик-Цадкин объявил писателю, что будет отныне ваять не королей, богачей, героев или вождей, а советских людей: «Я предам всех вас вечности». Изваяниями он намеревался украсить парижский парк Монсо.

До сих пор точно не установлены ни дата — 1888-й или 1890-й, ни место его рождения — то ли Смоленск, то ли Витебск, где занимался в ремесленном училище вместе с Марком Шагалом. Кочевую жизнь начал рано — в 15 лет родители отправили сына в Великобританию к родственникам. Предком матери Софии Лестер был шотландский корабел, которого, согласно легенде, пригласил в Россию Петр Великий. На берегах Темзы Цадкин осваивал столярное дело и одновременно брал уроки в художественной школе.

Туманный Альбион показался провинцией амбициозному юноше. Покорять Париж он начал в 1910 году, поселившись в общежитии «Ля Рюш» на Монпарнасе, где жили будущие знаменитые художники Шагал, Модильяни, Сутин, Леже и несколько скульпторов. Именно там сформировалась так называемая Парижская школа.

Испытав влияние кубизма, экспрессионизма, архаики и даже романских скульптур французских соборов и африканской пластики, он обрел собственное «я». При этом в его работах всегда сохранялось фигуративное начало.

В дальнейшем ваятель отрекся от «схоластической жесткости кубизма» и после долгих поисков пришел к выводу, что в искусстве есть только «волнующее настоящее, озаренное мудрой улыбкой прошлого». «Если язык скульптуры не состоит из слов любви и нежности, — говорил Цадкин, — он становится претенциозным небытием».

Советская критика далеко не всегда была к нему благосклонна. Тот же Луначарский увидел в его творчестве «безнадежно декадентский экспрессионизм», а Эфрон находил скульптора очень способным, но «разбрасывающимся» и «эклектичным».

Человек одержимый, Цадкин создал более четырехсот скульптур, несколько тысяч картин, акварелей, гуашей, рисунков, гравюр. Его привлекали античные персонажи — Орфей, Прометей, Нарцисс, Диана, Лаокоон. Цадкин сочинял стихи и создал проекты памятников поэтам Пушкину, Рембо, Лотреамону, Аполлинеру.

Его скульптуры установлены во многих европейских городах — больше всего — усилиями тогдашнего мэра Жака Ширака — в Париже. Памятник «Разрушенный город» в Роттердаме — один из самых трагических символов Второй мировой войны, который перекликается с «Герникой» Пикассо.

Всю жизнь Цадкин поддерживал связь с исторической родиной. Еще до революции оформил сборник стихов Веры Инбер «Печальное вино». Подарил Государственному музею нового западного искусства в Москве две скульптуры и графику. Отправлял работы на выставки в Советский Союз. Вращался в эмигрантских художественно-артистических кругах во Франции. Участвовал в экспозициях русского искусства в Париже, в том числе в выставке «В честь Победы», проведенной Союзом советских патриотов во французской столице после разгрома фашизма. Незадолго до кончины вошел в комитет, который издавал «Золотую книгу русской эмиграции».

Парижский Музей Осипа Цадкина открылся в 1982 году в доме, где с 1928 по 1967 год находилась мастерская ваятеля.