Пикассо при полном «Параде»

31.05.2018

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

«Пикассо и танец»В Парижской опере открывается выставка «Пикассо и танец», где представлено около 130 работ знаменитого художника. В жизни и творчестве испанского мэтра балет сыграл особую роль, став одним из источников вдохновения. Во многом это произошло благодаря Сергею Дягилеву.

Они познакомились в парижской мастерской живописца весной 1916 года. Дягилев сразу понял, что новатор Пикассо, как никто, лучше подходит для его авангардистских замыслов, предполагавших сплав музыки, хореографии и сценографии. Несмотря на то, что Пабло никогда раньше не работал для балета, он согласился написать декорации и создать костюмы для дягилевского спектакля «Парад» на музыку Эрика Сати. Интерес художника к балету связан и с тем, что он увлекся танцовщицей «Русских сезонов» Ольгой Хохловой. «На русских девушках приходится жениться», — предупреждал любвеобильного гения Сергей Павлович, однако затем сам содействовал тому, чтобы Пикассо обвенчался с Хохловой в главном русском соборе Александра Невского в Париже.

Тандем Пикассо с Дягилевым оказался исключительно плодотворным. В общей сложности с 1917 по 1925 год живописец участвовал в создании десяти спектаклей, в том числе шести для русской труппы — «Парада», «Треуголки», «Пульчинеллы», «Квадро фламенко» («Картина в стиле фламенко»), «Голубого экспресса» и «Меркурия». Пабло близко сошелся не только с Сергеем Павловичем, но и с его хореографом и премьером Леонидом Мясиным, помощником-секретарем Борисом Кохно и с самим Игорем Стравинским.

«У меня под рукой шестьдесят танцовщиц», — хвастался художник в письме американской подруге, писательнице Гертруде Стайн во время работы над «Парадом». Премьера балета прошла 18 мая 1917 года в парижском театре «Шатле» и завершилась грандиозным скандалом.

«Пикассо и танец»«Это был очень своеобразный балет: балаган на ярмарке с акробатами, жонглерами, фокусниками и дрессированной лошадью, — свидетельствовал Илья Эренбург. — Публика пришла изысканная, как говорят французы, — «весь Париж», то есть богатые люди, желающие быть причисленными к ценителям искусства. Музыка, танцы, а особенно декорации и костюмы, возмутили зрителей... Люди, сидевшие в партере, бросились к сцене, в ярости кричали: «Занавес!» В это время на сцену вышла лошадь с кубистической мордой и начала исполнять цирковые номера — становилась на колени, танцевала, раскланивалась».

Зато «Парад» с энтузиазмом приветствовали Игорь Стравинский, Лев Бакст, Жан Кокто и Гийом Аполлинер, который назвал его «союзом живописи и танца, пластики и мимики». Кроме того, «Парад» с огромным успехом прошел в Лондоне, Мадриде, Барселоне, а потом в нескольких парижских театрах. После «Парада» Дягилев заказал художнику оформить новый балет «Треуголка» на музыку Мануэля де Фалья в постановке Мясина. Пабло представил два десятка вариантов декораций и костюмов, сам расписывал занавес, ходил на репетиции и даже лично гримировал артистов. Триумфальная премьера «Треуголки» прошла в Парижской опере в январе 1920 года.

Когда же настала очередь «Пульчинеллы» (на музыку Стравинского), между художником и Дягилевым вспыхнул нешуточный конфликт. Сергей Павлович отверг новации Пикассо. Дело дошло до того, что мэтр в ярости швырнул на пол эскизы, растоптал их и ушел, хлопнув дверью. Ссору удалось уладить после того, как художник согласился оформить, как того хотел Дягилев, «Пульчинеллу» в стиле итальянской комедии дель арте. После премьеры в Парижской опере в мае 1920 года Стравинский заявил, что Пикассо оказался на высоте: «Мне очень трудно сказать, что очаровало и восхитило меня больше всего — его колорит, выразительная пластическая экспрессия или поразительное театральное чутье этого совершенно необыкновенного человека».

Сцена из балета «Меркурий»Конфликт разгорелся вновь после того, как Дягилев отклонил несколько предложений художника. Тем не менее Пикассо какое-то время продолжал сотрудничать с «Русскими сезонами» и в 1924 году оформил балет-дивертисмент «Меркурий» на музыку Эрика Сати. Уже для «Голубого экспресса» живописец предложил использовать свою готовую картину «Две женщины, бегущие по пляжу». Ее перенес на занавес бывший декоратор Мариинского и Александринского театров князь Александр Шервашидзе. Сам Пабло написал на нем: «Посвящается Дягилеву. Пикассо». На этом закончилось их сотрудничество.

Задолго до балетных экзерсисов Пикассо интересовался Терпсихорой во всех ее ипостасях. Впервые танцовщицы появляются в его работах в 90-е годы XIX века. Он изображал канкан, испанские и восточные танцы. Завсегдатай цирка и корриды рисовал наездниц, которых называл «танцовщицами на лошадях». На картинах пляшут вакханки, кентавры и фавны. Его занимала чувственная, эротическая сторона зрелища. При этом мэтр, отмечают кураторы нынешней экспозиции, часто заимствовал «идеи» у таких классиков, как Никола Пуссен и Жан Огюст Доминик Энгр, которые интерпретировал в соответствии со своими поисками. Это кубизм, сюрреализм, неоклассицизм.

Вскоре Дягилев в поисках средств для очередных постановок решил продать декорации Пикассо для «Квадро комедии фламенко» и занавес для «Треуголки». Сергей Павлович безжалостно разрезал его на части и сбыл коллекционерам. Долгое время эти фрагменты находились в разных руках. Затем после реставрации попали в здание одной нью-йоркской компании. На занавес к «Параду» из-за его огромных размеров покупателя не нашлось, и сейчас он и костюмы находятся в парижском Центре Помпиду.

Казалось, что после отгремевших «Русских сезонов» спектакли, оформленные Пикассо, канули в Лету. Однако, начиная с 70-х годов минувшего столетия, некоторые из них — «Парад», «Треуголка», «Голубой экспресс» — вернулись в репертуар Парижской оперы. По всей вероятности, надолго.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть