Парижские танцы

Юрий КОВАЛЕНКО

11.04.2018

В Париже открылась выставка «Роден и танец». На вернисаже великий ваятель предстал перед публикой в неожиданной для себя роли хореографа, запечатлев артистов в самых немыслимых позах. Галерею скульптур дополняют рисунки и акварели мэтра, а также отрывки из документальных фильмов и фотографии.

— Огюст Роден посвятил искусству Терпсихоры последние два десятилетия своей жизни, — рассказывает куратор экспозиции Кристин Лансестремер. — Он видел в теле живую архитектуру. Классическому балету предпочитал национальные и фольклорные танцы — испанские, индийские, индонезийские и камбоджийские. Интересовался и модным тогда канканом.

«Эстетическим шоком» мэтр называл первые гастроли камбоджийских танцовщиц, которые проходили летом 1906 года в парижском театре «Пре-каталан». Они приехали вместе с королем Сисоватом, чтобы показать священное искусство, призванное ублажать богов. Публика впадала в экстаз. А великий скульптор сделал во время представлений примерно полторы сотни рисунков.

Главным же потрясением для Родена оказалось выступление Вацлава Нижинского. В 1912 году балет «Послеполуденный отдых фавна» привез на берега Сены Сергей Дягилев. Парижские снобы освистали представление. Критика возмущалась «похотливостью и бесстыдством» главного героя. Роден встал на защиту «бунтаря» Нижинского, высказавшись на страницах столичной газеты «Матен»: «Все его тело выражает то, чего требует разум: у него красота фрески и античной скульптуры; он идеальная модель с которой хочется рисовать и лепить». Некоторые биографы утверждают, что в фавне Нижинского скульптор увидел родственную душу.

Роден пригласил Вацлава позировать ему. Несмотря на многочисленные сеансы, ваятелю так и не удалось передать экспрессию Нижинского, работа осталась незаконченной. Согласно одной из версий, всему виной послужила ревность Дягилева. Но, даже будучи незавершенной, скульптура, по мнению искусствоведов, передает «брутальный эротизм» персонажа. Экспонат пользовался таким успехом, что Музей Родена наладил производство «официальных» копий. Так что сегодня можно получить собственного фавна всего за 305 евро. 

На создание монументальных «Врат ада» Родена вдохновила дантовская «Божественная комедия». А «Вратами рая» ваятель называл обнаженную женскую натуру. Через творческий «гарем» скульптора прошла нескончаемая вереница путан, белошвеек, продавщиц, актрис, писательниц, акробаток и, конечно, танцовщиц.

Среди них были американки Лой Фуллер и Рут Сен Дени, испанка Кармен Дамедоз, француженка Альда Морено, японка Ханако и вообще весь цвет танца модерн. Как обычно, они становились не только музами и моделями. По словам биографов, Роден пристально изучал анатомию прекрасного пола подобно тому, как энтомологи — насекомых.

В начале прошлого столетия взошла звезда Айседоры Дункан. Она ставила номера на классические произведения типа бетховенской «Лунной сонаты», брала за образец живописные полотна Боттичелли, использовала стихи Горация. В автобиографической книге «Моя жизнь» она повествует о том, как Роден приезжал в гости, чтобы посмотреть ее танцы. Если верить мемуаристке, ее перформанс произвел на мэтра сильнейшее впечатление: «Он начал мять все мое тело, точно глину, опаляя меня жаром, от которого я словно таяла. Единственным моим желанием было отдать ему все свое существо…» Однако этому помешали воспитание и «предубеждения» юной Айседоры. Впоследствии она сожалела, что у них «не сложилось» и ей не удалось лишиться невинности в объятиях «великого бога Пана, могучего Родена». В результате, уверена Дункан, в проигрыше оказалась не только она, но и все искусство в целом.

Скульптурно-хореографические этюды Родена, по мнению балетных авторитетов, повлияли на современный танец. Они служили источником вдохновения таких разных мастеров, как Леонид Якобсон, Борис Эйфман, Татьяна Вдовина, Фредерик Аштон, Кеннет Макмиллан. В нынешней экспозиции использованы также снимки замечательного русского фотографа Петра Шумова. В Музее Родена хранится около двухсот работ скульптора, которые были сделаны в последние годы его жизни.

По случаю выставки в Парижской филармонии выступит Королевский балет Камбоджи под руководством принцессы Нородом Бопхадеви. Специально для художников-любителей одно из представлений пройдет в музейном парке. Каждый участник перформанса получит возможность почувствовать себя Роденом и изобразить танцовщиц, столь восхищавших великого скульптора.