«Свобода» встретит вас у входа

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

04.04.2018

Одна из самых знаменитых картин мировой живописи «Свобода, ведущая народ», выбрана «лицом» выставки Эжена Делакруа. В экспозиции, которая проходит в Лувре, представлены около двухсот работ из ведущих собраний мира. По мнению искусствоведов, это главное событие парижского художественного сезона. Последняя ретроспектива одного из столпов французской живописи состоялась на берегах Сены более полувека назад.

Нынешнему вернисажу предшествовал забавный инцидент. Бдительный Facebook заблокировал «Свободу» с обнаженной грудью, приняв шедевр за запрещенный контент. Однако под давлением негодующей общественности невежественная соцсеть пошла на попятную и с извинениями сняла запрет.

Делакруа сотворил свой главный шедевр, когда ему было всего 32 года. «Я взял современный сюжет, и хотя не сражался за свою страну, по крайней мере, для нее рисовал», — утверждал честолюбивый мэтр, посвятивший полотно Июльской революции 1830-го.

Говорят, рядом с обнаженной амазонкой-воительницей Эжен запечатлел себя в цилиндре и с ружьем. Государство сразу приобрело картину («Марсельезу французской живописи»), чтобы надолго упрятать ее от публики в запасники, так сказать, от греха подальше.

При этом живописец в одночасье был провозглашен «маяком» эпохи романтизма, пришедшего после краха монархии на смену классицизму. «Повсюду в произведениях Делакруа царят отчаяние, резня, пожары, — восхищался Шарль Бодлер, — все отличает исконное и неистребимое варварство человека».

Бодлеровские строчки лучше всего характеризуют гигантское полотно «Смерть Сарданапала» (392х496), вокруг которого разгорелся колоссальный скандал на Салоне 1827 года. Картина посвящена ассирийскому царю. Проиграв войну повстанцам, правитель решил свести счеты с жизнью и поджег дворец. Кроме того, расправился с наложницами, слугами, конями и даже собаками. Художника обвинили в «убийстве живописи», эротомании и смаковании жестокости. На защиту Делакруа встал только Виктор Гюго: «Вещь великолепная и столь исполинская, что недоступна мизерному зрению».

Романтик Эжен черпал вдохновение у великих поэтов — Гомера, Горация, Вергилия, Данте, Шекспира, Гёте и особенно Байрона. Хотя он искал новизны, тем не менее охотно писал картины на исторические сюжеты — «Резня на Хиосе», «Овидий среди скифов», «Взятие крестоносцами Константинополя», «Казнь дожа Марино Фальеро».

С годами рамки традиционной картины показались художнику, одержимому грандиозными замыслами, тесными. На помощь, как ни странно, пришел министр и будущий президент Франции Адольф Тьер — тот самый, который с исключительной жесткостью подавил восстание Парижской коммуны в 1870 году.

Благодаря его покровительству, Делакруа получил несколько монументальных заказов. Первой работой стали росписи в Бурбонском дворце, где сейчас заседает Национальное собрание Франции, затем последовало украшение Люксембургского дворца, создание плафона в галерее Аполлона в Лувре и фрески в столичной церкви Сен-Сюльпис.

Несмотря на дружбу с тем же Тьером и на то, что ему довелось пережить падение семи режимов — от Директории до Второй империи,— Делакруа по возможности сторонился властей предержащих. Общаться предпочитал не с коллегами-художниками, а с писателями и музыкантами. В его близкий круг входили Александр Дюма, Жорж Санд, Теофиль Готье, Фредерик Шопен.

Наделенный большим литературным даром, Делакруа занимался переводом на французский любимых классиков, сочинял статьи о старых мастерах, азартно полемизировал на страницах прессы с арт-критиками. Наконец, на протяжении сорока лет вел «Дневник». Заключительную запись можно считать кредо великого мастера: «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаз». Видимо, именно поэтому ему удавалось вдохновлять столь разных живописцев, как Мане, Ренуар, Синьяк, Сезанн, Пикассо. А Бодлер подчеркивал: «Нет художника, более обогащающего душу, чем Делакруа. Он для Франции так же важен, как Рафаэль и Веронезе для Италии или Рубенс для Фландрии».