31.01.2018
Значение нидерландской живописи той эпохи не оценено в должной мере и сегодня, подчеркивают кураторы экспозиции в Пети Пале. Она долгие годы оставалась в тени французского искусства. Поэтому настало время воздать ей по заслугам. Именно эту цель ставит перед собой экспозиция «Голландцы в Париже, 1789–1914», которая продлится до 13 мая 2018 года.
Живописцы совершали паломничество в тогдашнюю Мекку искусства, чтобы пройти арт-университеты, приобщиться к новейшим художественным течениям, выставляться в салонах и галереях, сделать себе имя и через маршанов продавать свои работы. Одни из них вскоре возвращались домой, другие оставались во Франции до конца жизни.
Ари Шеффер, который перебрался в Париж в 1811 году, настолько прославился, что его пригласили давать уроки живописи отпрыскам короля Луи-Филиппа. В своем особняке у подножия Монмартра он устроил великосветский салон, где, помимо известных живописцев, бывали Тургенев, Лист, Шопен, Жорж Санд, Полина Виардо (голландец, по слухам, был ее любовником). Сегодня в этом доме расположен Музей романтической жизни, а его работы представлены в Лувре.
Ян Йонгкинд вначале учился у французов — в частности, у Камиля Коро, а потом, по словам Поля Синьяка, вошел в историю живописи как «гениальная предтеча импрессионистов». Сам Клод Моне считал его своим мэтром. Правда, в отличие от французов, голландец на пленэре делал только акварельные этюды, которые затем в мастерской переписывал масляными красками. Йонгкинд оставил после себя замечательные виды Парижа и провинции.
Великий Ван Гог провел в Париже всего около двух лет. Но именно эти годы сыграли решающую роль в его становлении. Вначале он испытал на себе влияние Барбизонской школы во главе с Милле, потом импрессионистов и постимпрессионистов. В конце концов путем страданий нашел себя и создал во Франции большинство своих картин — около 230, которые сегодня известны во всем мире. Он похоронен в местечке Овер-сюр-Уаз (под Парижем), где свел счеты с жизнью 29 июля 1890 года.
Если Ван Гог, картины которого не продавались, до самой смерти прозябал в нищете и безвестности, то к его знаменитому соотечественнику Кесу ван Донгену успех пришел сразу. Еще студентом Королевской Академии изящных искусств он «дебютировал» в припортовых кварталах Роттердама, где с натуры писал матросов и проституток. На своей родине он проиллюстрировал нидерландское издание «Анархии» Петра Кропоткина.
В 22 года амбициозный Кес отправился покорять Париж, где его ждала головокружительная карьера. Один из пионеров фовизма ван Донген выставлялся на Осеннем салоне вместе с Матиссом и Вламинком и прославился экспрессивными — часто эротическими — портретами как дам высшего общества, так и полусвета. На протяжении десятилетия возглавлял жюри конкурса «Мисс Франция». Еще до Второй мировой войны получил гражданство. Черным пятном в его биографии стала «ознакомительная» поездка в Германию, которую в 1941 году — по приглашению нацистов — он совершил вместе с Вламинком, Дереном, скульптором Полем Бельмондо (отцом кинозвезды) и другими известными мастерами.
Наконец, Париж, отмечают специалисты, сыграл роль катализатора абстрактного искусства в творчестве Пита Мондриана. В молодые годы он увлекался теософией Елены Блаватской. Во Франции открыл для себя Сезанна, оказался попутчиком кубистов — Брака и Пикассо, которых, однако, упрекал в том, что они остановились на полпути в движении к нефигуративной живописи. В отличие от Кандинского, Малевича и других русских авангардистов.