Прикоснуться к «Божественному»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

14.12.2017

В венской галерее Альбертина проходит масштабная ретроспектива Рафаэля: почти 150 работ из ведущих мировых музеев.

Туристам и жителям австрийской столицы несказанно повезло: скажем, в ГМИИ им. А.С. Пушкина в прошлом году показывали лишь три рисунка и восемь картин гения Высокого Возрождения. Впрочем, даже та камерная экспозиция вызвала огромный ажиотаж. Что говорить о проекте в Альбертине: залы забиты под завязку, зрители ходят гуськом, терпеливо ждут, пока другие сделают селфи — фотографировать можно практически все. Выставка-блокбастер — формат, который выбирают многие музеи, включая российские, и в данном случае он совершенно оправдан.

В терминах сегодняшнего дня Рафаэля справедливо назвать настоящей звездой: он рано достиг успеха и славы, получил от современников титул «Божественный» и отошел в мир иной в 37 лет. Как писал исследователь искусства Джорджо Вазари, художник умер «после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно», однако это не подтверждается фактами. Впрочем, истина не так уж важна. Главное, работы мастера, даже самые проходные, вроде набросков, несут в себе отпечаток Абсолюта.

Экспозиция в основном составлена как раз из «почеркушек»: подготовительных рисунков к монументальным фрескам и композициям. Конечно, есть и живопись: в частности, знаменитый автопортрет из галереи Уффици (1506), в прошлом году приезжавший в Москву. Или другие шедевры: Мадонна в голубой диадеме (1511), а также юноша в берете (1514–1515), якобы тоже автопортрет художника, а на самом деле — изображение богатого флорентийца Биндо Альтовити, вынесенное на афишу. Однако основной массив — графика: деликатная, нередко выцветшая. Впрочем, для насмотренного зрителя она имеет особую ценность: рисунки — хрупкие экспонаты, их стараются показывать как можно реже. «Скетчи», выполненные рукой выдающегося итальянца, дают представление об эволюции творчества и рассказывают о создании ключевых работ.

Ранних произведений Рафаэля, увы, не сохранилось, нам известны лишь датируемые первыми десятилетиями XVI века. В ту пору юный художник был уже сложившимся мастером. В портрете молодого человека (1503), ошибочно считавшемся изображением самого автора, обнаруживается совершенство линий и форм. Тогда же Рафаэль Санти рисует Мадонну с младенцем (около 1504): образ Девы Марии стал лейтмотивом его творчества.

В конце 1504 года живописец переехал во Флоренцию, где испытал влияние других титанов Возрождения: Микеланджело и да Винчи. Картина Леонардо с изображением Леды и лебедя (увы, не сохранившаяся) была скопирована молодым Рафаэлем. Это творение «Божественного» (1505–1506) для нынешней выставки предоставила королева Елизавета II. Кроме того, можно увидеть выполненный чернилами портрет Богоматери с младенцем Иисусом и ребенком Иоанном Крестителем (около 1508): подготовительную работу к висящей по соседству картине «Мадонна Эстерхази» (1508). А многочисленные наброски для «Мадонны на лугу» (1506) показывают, что за внешней легкостью скрывался многочасовой кропотливый труд.

Подобно другим мастерам Возрождения, Рафаэль был человеком многих талантов. В 1508 году он перебрался в Рим, где провел вторую половину жизни. Получил признание не только как художник, но и как зодчий; стал главным архитектором собора Святого Петра, возвел капеллу Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Пользовался покровительством сильных мира сего: папа Юлий II, пораженный талантливо выполненными фресками для Станцы делла Сеньятура, поручил расписать еще три Станцы, отстранив от работы других авторов. Наброски к этим монументальным вещам также представлены на выставке. Завершает экспозицию рассказ о финальном шедевре «Преображение» (1516–1520). В частности, можно увидеть подготовительный рисунок «Голова апостола» (1518–1520), проданный в 2012-м на аукционе «Сотбис» за рекордные для графики 47,8 миллиона долларов. Это творение зрелого мастера: уверенное и ослепительно совершенное.

В случае Рафаэля, как и других рано ушедших гениев, есть соблазн поговорить о так и не созданных картинах, не построенных зданиях. Например, «Преображение», стоявшее у гроба художника, обнаруживает черты барокко, чей расцвет наступил в XVII веке. Каким оказалось бы творчество живописца, подари судьба ему еще двадцать лет, увидели бы мы эволюцию или крутой перелом — ответов на эти вопросы уже не получить. Впрочем, за отведенное время мастер успел немало: только рисунков он выполнил около 400. Большая монографическая выставка вполне соответствует его ренессансному масштабу. Конечно, сегодняшнему зрителю непросто поглотить огромное количество информации и понять произведения пятисотлетней давности, наполненные библейской символикой, однако само прикосновение к совершенству незабываемо.