Красный угол во дворце

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

06.12.2017

В Парижском выставочном дворце Пети Пале появился новый зал, посвященный иконам из России, Греции, Болгарии, Сербии и других стран. В основе экспозиции — 76 образов из собрания французского промышленника Роже Кабаля. Другие предметы культа передали в музей нормандские предприниматели братья Эжен и Огюст Дютюи.

Сегодня Пети Пале располагает крупнейшим во Франции собранием уникальных икон XV–XIX столетий. Для сравнения, в Лувре находится около сорока образов: из них выставлена всего четверть, остальные — в запасниках.

 — Меценат Роже Кабаль первоначально интересовался современным искусством, но затем увлекся иконами, — рассказывает глава департамента византийского искусства Пети Пале Рафаэлла Зиаде. — Собирал он их на протяжении четырех десятилетий. В поисках раритетов объезжал города России и другие православные страны. Что-то приобретал и во Франции. Одна из лучших его находок — икона Георгия Победоносца новгородской школы XVI века. Кабаль также передал нам свою обширную библиотеку о русском искусстве.

В течение длительного времени на Западе не ценили древнерусское искусство. Перемены в отношении наметились лишь в начале XX века и были в немалой степени связаны с деятельностью Сергея Дягилева, который одним из первых пробудил интерес к отечественным образам, представив их на выставке «Два века русской живописи и скульптуры».

Старинные иконы потрясли и знаменитого художника Анри Матисса во время приезда в Москву по приглашению коллекционера Сергея Щукина. Он заявил, что влюблен в их трогательную простоту. Многие мастера видели в иконе высшее проявление духовности. Известно ее влияние на авангард. Сам Казимир Малевич считал свой «Черный квадрат» иконой эпохи. А Василий Кандинский ценил образа выше любой живописи. Настал момент, когда, по словам философа, князя Евгения Трубецкого, «немая в течение многих веков, икона заговорила с нами снова тем самым языком, каким она говорила с отдаленными предками».

В самом Пети Пале несколько лет назад прошла выставка «Гора Афон и Византийская империя». В рамках перекрестного года России и Франции лучшие наши иконы показали в Лувре на эпохальной экспозиции «Святая Русь».

 — Мы поддерживаем связи с Третьяковской галереей, Эрмитажем и другими музеями, в которых хранятся великие шедевры иконописи, — продолжает Рафаэлла Зиаде. — Но соперничать с ними, конечно, не можем. Тем не менее готовы проводить совместные выставки и обмениваться экспонатами. Мы хотим пополнять нашу коллекцию. Многое покупаем сами, но, конечно, приветствуем помощь донаторов и меценатов.

Открытие нового зала Пети Пале сопровождается широкой просветительской программой. Здесь проводятся лекции, посвященные иконам, и устраиваются концерты духовной музыки. Прямо в музейном зале среди экспонатов показывают фильм известного фотографа Ферранте Ферранти о процессе создания иконы.